Западные эксперты сомневаются, что российским учёным удастся клонировать мамонта

(фото Семёна Григорьева/СВФУ им. М.К. Амосова).

(фото Семёна Григорьева/СВФУ им. М.К. Амосова).

Недавняя находка взбудоражила мировое научное сообщество: обнаруженная во льдах Новосибирского архипелага туша мамонта является самым хорошо сохранившимся трупом древнего животного. Доисторического гиганта планируют клонировать. Правда, у западных экспертов остаётся на этот счёт множество вопросов.

Природное любопытство иногда подстрекает учёных к реализации самых безумных идей: в январе 2013 года было объявлено о планах клонировать неандертальца (правда, позднее пришло опровержение), а сегодня ведутся оживлённые споры вокруг идеи возрождения мамонтов.

Находка якутских учёных поистине уникальна. Во льдах Новосибирского архипелага они обнаружили тушу мамонта, лежавшую на протяжении нескольких тысячелетий при температуре -10 градусов по Цельсию. На удивление, экземпляр очень хорошо сохранился: эксперты утверждают, что мясо животного выглядело так, будто его только что вынули из морозилки.

Самым поразительным было то, что во время извлечения туши из ледника, учёные увидели в ней жидкую кровь. Или же что-то, что очень её напоминает. Директор Музея мамонта СВФУ им. М.К. Амосова Семён Григорьев считает, что с уверенностью говорить о наличии крови в теле доисторического животного можно будет только после проведения подробных анализов.

Тем не менее, коричневая жидкость не замерзала ни при температуре -10 градусов по Цельсию, ни при -17 ˚C, когда находку уже поместили в специальную морозильную камеру в Музее мамонта. К слову, большинство жидкостей организма животных, как правило, замерзают уже при 0,6 градусах мороза. Лишь отдельные организмы сегодня способны сохранять эту жидкую ткань организма жидкой при температурах окружающей среды ниже ноля градусов Цельсия. По словам экспертов, кровь мамонта также обладает криопротекторными свойствами.

60-летняя самка мамонта пролежала во льдах около 10 тысяч лет, прежде чем её тело обнаружили якутские учёные (фото Семёна Григорьева/СВФУ им. М.К. Амосова).

"Да, мы планируем клонировать найденного мамонта. Станет ли это возможным, покажут анализы крови и тканей животного. Международное сообщество взбудоражено находкой. Из года в год находки становятся всё сенсационнее, связано это с процессами глобального потепления и возросшим интересом людей к добыче мамонтовой кости", — говорит Сергей Федоров, заведующий экспозиционного отдела Музея мамонта имени П.А.Лазарева Института прикладной экологии Севера СВФУ.

У зарубежных экспертов свой взгляд на ситуацию, но почти все они сходятся в одном: клонировать древнее животное — не лучшая идея, да и вряд ли осуществимая.

"Это не первый раз, когда нашли тушу самки мамонта, но российским учёным впервые удалось обнаружить мягкие ткани в теле животного, умершего несколько тысячелетий назад. Тем не менее, живых клеток в нём, конечно же, не осталось. И всё же, у учёных ещё есть надежда обнаружить то, что называется клетками с жизнеспособной ДНК, ключевой материал для клонирования. Что же касается "крови", то я не сомневаюсь, что это какой-то интересный природный материал, но в данный момент трудно сказать, является ли он действительно кровью. Необходимо будет провести анализ образцов жидкости под микроскопом. Я уже видел раньше коагулировавшую (свернувшуюся) кровь в теле мамонта, которая была очень похожа на то, что обнаружили российские учёные. Несомненно, находка является уникальной, но мне кажется, что после проведения исследований, она уже не будет представлять такой интерес для науки", — комментирует открытие ведущий эксперт в области мамонтологии Дэниел Фишер (Daniel Fisher) из университета Мичигана, который раньше работал совместно с Семёном Григорьевым.

Фишер уже обсуждает со своими российскими коллегами находку. По его мнению, этот образец стоит использовать для дальнейшего изучения природы древних животных, но пытаться использовать его для клонирования − преступление против природы.

Того же мнения придерживается Лав Дален (Love Dalén), палеогенетик из Шведского Музея естественной истории. "Чтобы клонировать мамонта, необходимы живые клетки, но, что ещё важнее, сохранившийся геном. Это очень трудно, практически невозможно", — заявил учёный.

Несмотря на то, что найденные ткани были действительно мягкими, холод и время не могли пощадить клеточную структуру. Это значит, что в теле погибшего мамонта сохранилось очень немного "полезной" ДНК, которую можно было бы использовать для клонирования. Анализ более ранних аналогичных находок показал отсутствие жизнеспособной ДНК.

"И всё же это, скорее всего, наилучшим образом сохранившийся труп мамонта из всех когда-либо найденных человеком", — добавил Дален.

Образец жидкой крови мамонта был взят прямо на месте и отправлен в лабораторию для изучения (фото Семёна Григорьева/СВФУ им. М.К. Амосова).

Отметим, что для клонирования необходимо переместить жизнеспособную ДНК мамонта в яйцеклетку слонихи, которая выносит мамонтёнка. Но при тех погодных условиях, в которых находилась туша найденного мамонта, ДНК, скорее всего, расщепилась на миллионы микроскопических фрагментов, которые собрать воедино будет крайне сложно.

"Но, если белые кровяные тельца или ткани сохранились достаточно хорошо, то существует вероятность, что они хранят более цельные фрагменты ДНК, которые соединить будет проще. А геном древнего животного можно будет восстановить, взяв за основу геном слона", — рассказывает Хендрик Пойнар (Hendrik Poinar), эволюционный генетик из канадского университета Макмастера.

Сравнив геномы мамонта и его современного родственника слона, можно будет определить, какие гены отвечают за "вымершие" внешние черты, такие как пятиметровый рост, гигантские бивни и обильный шерстяной покров.

"Стоит ли клонировать древнее животное? Я надеюсь, что учёные не станут торопиться, чтобы мы успели взвесить все за и против", — признаётся Пойнар.

Вопрос о том, будут ли возрождать мамонтов с помощью современных технологий, пока остаётся открытым. Но не стоит разочаровываться: вероятно, природа не зря разделила гигантских мамонтов и современных людей во времени.