Медики определили причину зуда

Исследователи из США и Китая обнаружили нервные клетки, которые специализируются на восприятии зуда

(фото Orrling and Tomer S./Wikipedia).

Нейробиологи считают, что зуд – это форма боли. Исследователи из США выяснили, что за желание почесать зудящее место отвечает определённый белок. Открытие поможет больным с экземой, псориазом и прочими заболеваниями, вызывающими нестерпимый кожный зуд.

Нейробиологи считают, что зуд – это слабая боль. Марк Хун (Mark Hoon) и Сантош Мишра (Santosh Mishra) из Национального института стоматологических и черепно-лицевых исследований США выяснили, что за желание почесать зудящее место отвечает определённый белок.

Учёные тщательно изучили нейронные сети, которые отвечают за передачу импульсов от клеток кожи на поверхности тела в мозг. Исследование проводили на мышах.

Хун и Мишра искали молекулы, которые вызывают чувство зуда. Для этого они перебирали гены, которые активируются в сенсорных нейронах, если животное чувствует прикосновение, боль, жар или зуд. В результате они обнаружили белок натрийуретик полипептид b (или Nppb), экспрессия гена которого происходила только в определённых нейронах при появлении чувства зуда.

Американские медики создали мутантных мышей, у которых этого гена не было, а значит, не вырабатывалось и соответствующе вещество. Позднее учёные выяснили, что такие грызуны не реагируют на соединения, вызывающие зуд, но чувствуют боль и высокую температуру. Введение же Nppb в шеи мышей из мутантной и контрольной групп вызывало у грызунов неистовое желание почесаться. Животные готовы были разодрать место введения полипептида, но не могли остановиться.

"Мы выявили основной медиатор [передатчик], используемый сенсорными нейронами, а также определили, что за чувство зуда отвечает отдельная группа нервных клеток", — коротко объясняет суть работы Хун.

Однако на этом учёные не остановились, они решили выяснить, какие нейроны в спинном мозге имеют рецепторы, "чувствующие" Nppb. Для этого нейробиологи ввели грызунам токсин, блокирующий приходящие от кожи сигналы.

Оказалось, что и в этом случае мыши продолжали чувствовать боль и жар. Выходит, что и спинной мозг обладает отдельной сетью нервных клеток, отвечающих за "чесотку". То есть вся информация о зуде передаётся в теле по определённому пути, заключают учёные в своей статье в журнале Science.

Ранее считалось, что гастрин-высвобождающий пептид (GRP) отвечает за чувство зуда. Однако Хун и Мишра (как и ещё одна команда учёных) не смогли найти эту молекулу вне спинного мозга. То есть получается, что GRP − не основной "зачинщик" зуда.

Пока сложно сказать, будет ли обнаружена отдельная сеть нейронов у человека, отвечает ли Nppb за зуд в наших организмах (мы во многом схожи с мышами, именно поэтому они используются в качестве биологической модели). Однако последующие исследования с участием людей, наверняка, помогут Хуну и коллегам разобраться в этом вопросе.

Добавим, что работа в этой области медицины необходима, так как очень многие люди страдают от неконтролируемого зуда, которым сопровождаются десятки пока неизлечимых заболеваний – от экземы до псориаза. Антигистаминные препараты в этом случае, конечно, помогают, но лишь в некоторых случаях. Учёным необходимо найти универсальное средство борьбы с зудом. И открытие Хуна предоставляет им ещё одну возможную цель.