Составлена карта расположения грибков на человеческом теле

Волосяной фолликул со спины добровольца, снятый флуоресцентным микроскопом. Голубым цветом светятся грибки, розовым ≈ бактерии

(фото Alex Valm/NHGR).

Изображение клеток кожи, населённых бактериями (розовые) и грибками (голубые), полученное флуоресцентным микроскопом

Бактерии и грибки, прикреплённые к человеческому волосу

Бактерии и грибки, прикреплённые к человеческому волосу
Учёные из США составили карту локаций грибка на человеческом теле. "Горячей точкой" являются стопы, в особенности пятки. Грибки живут на нашем теле постоянно, но что провоцирует появление инфекции — определить непросто. Исследователи разбирались в двойственной природе этих микроорганизмов.

Несколько сотен видов грибка проживают на нашем теле. И почти все они сосредоточены в одной области — на стопах. Лишь несколько видов можно обнаружить на других частях тела, таких как область за ушами или ладони.

Согласно наиболее тщательному исследованию расположения грибка, о результатах которого учёные написали в статье, опубликованной в журнале Nature, человеческое тело представляет собой целую экосистему.

"Большинство биологов занимаются изучением бактерий, геном которых расшифровать гораздо проще, чем геном грибка. Грибки и бактерии живут совместно с клетками человеческого тела, поэтому, я думаю, что его можно считать настоящей экосистемой. Как путешественники изучают неизведанные земли, также и мы "путешествуем" по человеческому телу, разбираясь в том, кто населяет область за ушами или под ногтями", — говорит ведущий автор исследования Джули Сегр (Julie Segre) из Национального института изучения генома человека.

Волосяной фолликул со спины добровольца, снятый флуоресцентным микроскопом. Голубым цветом светятся грибки, розовым — бактерии (фото Alex Valm/NHGR).

Биологам до сих пор неизвестно, как превращаются постоянно проживающие на коже грибки в опасных переносчиков инфекции. Карта, составленная Сегр и её командой, поможет учёным лучше понять природу этого процесса.

По всему миру от грибковых инфекций страдают миллионы человек. Самые распространённые формы заболевания — эпидермофития стоп, поражение тканей ногтей на ногах, окаймлённая (паховая) экзема.

В рамках нового исследования Сегр и её коллега Хайди Конг (Heidi Kong) отобрали десять здоровых взрослых добровольцев, проживающих в Вашингтоне, округ Колумбия, США. У них взяли пробы для анализа с различных частей тела, потенциально благоприятных для грибков: спина, ладони, локоть, слуховой канал, переносица, паховая область, верхняя часть груди, ноздри, затылок, предплечья и область за ушами. Также образцы были взяты с трёх частей стоп — пятки, область между пальцами и под ногтями.

Затем образцы поместили в аппарат по расшифровке ДНК — одно из последних изобретений проекта "Геном человека" (Human Genome Project). Чтобы определить, какой вид грибка и в какой области обитает, исследователи использовали так называемые филогенетические маркеры. Было выявлено более 5 миллионов маркеров, что свидетельствует о том, что видов грибка было более 80.

Выяснилось, что несколько видов грибка маласезия (Malassezia) живут на внутренних поверхностях тела, тогда как наибольшее биоразнообразие наблюдалось на коже стоп. В зависимости от части стопы на её поверхности проживало от 80 до 100 видов грибка. И пятки были самыми густонаселёнными. 60 видов обитало под ногтями и 40 видов — между пальцами, пишут учёные в пресс-релизе проекта. Одной из наименее "населённых" областей оказалась переносица: на ней обитает всего 10 видов грибков.

Чем объясняется такая любовь грибка к пяткам? Дело в том, что они любят холод, и именно стопы имеют более низкую температуру, чем всё остальное тело.

Исследователи изучили инфекционные заболевания, которые встречаются на стопах людей. Оказалось, что у разных индивидов с одним и тем же заболеванием сообщества грибков очень похожи. При этом популяции микроорганизмов сильно отличались в случае поражения ногтей и в случае поражения стоп. Именно поэтому от грибковых инфекций так нелегко избавиться: не существует универсального лекарства. Тем не менее, Сегр надеется, что её работа поможет биологам и медикам лучше понять природу этих микроскопических организмов, населяющих наше тело.

Бактерии и грибки, прикреплённые к человеческому волосу (фото Alex Valm/NHGR).

Возможно, многим будет неприятно узнать, что прямо сейчас на их телах активно размножаются грибы. Но Сегр и её коллеги утверждают, что спешить от них избавиться — не лучшая идея. Дело в том, что, будучи безвредными для организма, они выполняют очень важную функцию, препятствуя проникновению в поры кожи болезнетворных микробов.

"Забавно получается: люди ежедневно разводят в своём кишечнике полезных бактерий, а вот от грибков, обитающих на поверхностных тканях, спешат избавиться поскорее", — говорит Сегр.

"Такие микроорганизмы питаются жирами: когда вы наносите лосьон или крем на кожу, то фактически "поливаете" сад из микробов. Но это тоже полезно: они питаются лосьоном, провоцируя выработку естественного увлажнителя кожи", — добавляет Сегр.

Микробиолог Джек Гилберт (Jack Gilbert) из Национальной лаборатории Аргонн, который не принимал участия в исследовании, отмечает, что работу Сегр и её команды можно назвать начальным этапом изучения грибков. В силу того, что в эксперименте принимали участие лишь десять человек, пока рано делать какие-то общие выводы, считает учёный.

"И всё же, это первый шаг к пониманию того, как грибки, обычно вызывающие столько неприятностей, защищают организм от атак более болезнетворных микробов", — заключает Гилберт.

Для биологии до сих пор остаётся загадкой, как именно грибки превращаются из стражей и защитников нашего организма в патогены.

Пока исследователи не разобрались в этом вопросе, не стоит избавляться от сотен видов наших "соседей". Но лучше и не пополнять сообщество населяющих ваше тело микроорганизмов. "Если вы не хотите обменяться микрофлорой со своим соседом по душевой кабинке в спортзале, надевайте лучше шлёпки", — предупреждает Сегр.