Стимуляция мозга на треть улучшает способности к математике

Так выглядело "волшебное устройство", улучшающее способности к математике

(фото Roi Cohen Cadosh).

У многих людей плохая память на цифры. Дети зачастую медленно считают в уме. Эту проблему теперь можно решить, попросту направив электрический импульс на один отдел головного мозга.

В 2007 году Рой Коэн Кадош (Roi Cohen Kadosh) и его команда из Оксфордского университета выяснили, какая область мозга виновата в появлении дискалькулии (нарушении способности к счёту) у 20% людей.

В 2010 году учёные представили методику транскраниальной стимуляции постоянным током, которая помогла людям запоминать и анализировать различные символы и цифры. О своём исследовании специалисты написали в статье в журнале Current Biology.

Позднее в другом исследовании та же команда показала, что стимуляция мозга улучшает работу одних отделов за счёт других.

Сегодня Коэн Кадош и его коллеги представили аналогичную методику, которая поможет людям улучшить их математические навыки. Немаловажно, что эффект от процедуры довольно длительный.

Для испытания технологии был проведён эксперимент с участием 25 добровольцев, чьи способности к математике были изначально одинаковыми, а средний возраст был порядка 20 лет. Первой группе (шесть мужчин и семь женщин) провели транскраниальную стимуляцию беспорядочным шумом (TRNS), поместив электроды на поверхность черепов людей. Электроды в течение 20 минут посылали флуктуирующий сигнал префронтальной коре головного мозга, стимулируя работу её нейронов.

Вторая группа (шесть мужчин и шесть женщин) была контрольная. Участникам эксперимента также прикрепили к черепу электроды, но сигнал посылался на очень короткий срок (о чём они, естественно, не знали).

Процедура проводилась каждый день на протяжении пяти дней. По окончании сеансов представители первой группы показали намного лучшие результаты тестирования, чем добровольцы из контрольной группы. Если в первый день разницы было почти не видно, то в последующие дни они производили вычисления вдвое быстрее и в пять раз лучше запоминали различные символы и таблицы.

Через полгода после последней процедуры тестирование повторили. Добровольцы из первой группы по-прежнему справлялись с заданиями быстрее, но теперь уже на 28%.

Чтобы понять принцип воздействия TRNS, учёные измерили концентрацию кислорода в мозге добровольцев при помощи инфракрасной спектроскопии: инфракрасный свет направляется в мозг и измеряется количество поступающего кислорода. Эксперимент показал, что мозговая активность улучшается за счёт попадания кислорода и питательных веществ в префронтальную кору головного мозга.

Наученный опытом предыдущего исследования Коэн Кадош проверил, не ухудшились ли другие способности участников эксперимента после стимуляции мозга. Однако значительных изменений пока замечено не было.

"Это не означает, что у метода нет никаких побочных эффектов. Мы должны провести более тщательное исследование нашей технологии, чтобы выявить подводные камни", — говорит нейробиолог.

TRNS планируется применять в первую очередь на людях, проходящих программу реабилитации после потрясения, а также для улучшения математических способности детей, учащихся в школе. Но прежде всего, необходимо будет подтвердить безопасность предлагаемой методики.

Результаты исследования были опубликованы в открытом доступе в журнале Current Biology.

Также по теме:
Биологи выяснили, что стимуляция мозга улучшает обоняние 
Стимуляция мозга может улучшить одни умения за счёт других 
Начаты испытания стимуляторов мозга против болезни Альцгеймера 
Ранние уроки музыки стимулируют особое развитие мозга