Пассажирский беспилотник пролетел 800 километров

Так выглядит пассажирский беспилотный летательный аппарат от ASTRAEA в полёте

Так выглядит пассажирский беспилотный летательный аппарат от ASTRAEA в полёте
(фото ASTRAEA).

Самолёт имеет компактные размеры и оснащён пропеллерными двигателями

Самолёт имеет компактные размеры и оснащён пропеллерными двигателями
(фото ASTRAEA).

Так выглядит пассажирский беспилотный летательный аппарат от ASTRAEA в полёте
Самолёт имеет компактные размеры и оснащён пропеллерными двигателями
Британский проект ASTRAEA провёл испытания первого пассажирского беспилотного самолёта. Аппаратом, оснащённым специальными системами безопасности, управляли с наземной станции.

В отличие от военных беспилотных летательных аппаратов пассажирские самолёты перевозят людей, их создатели несут ответственность за человеческие жизни. По этой причине создать для них надёжную систему дистанционного управления гораздо сложнее.

Британский консорциум ASTRAEA, в который входят такие компании, как Rolls-Royce PLC, Cassidian, а также оборонная компания BAE Systems, предложил своё решение вопросов эффективности и безопасности пассажирских беспилотников.

Новый самолёт оснащён 19 пассажирскими креслами, пропеллерными двигателями и специальными системами, обеспечивающими обнаружение и уход от препятствий (Sense and Avoid for UAV). Устройство, находящееся на борту воздушного судна, постоянно сканирует местность на предмет препятствий (других самолётов, к примеру) и в случае их обнаружения помогает аппарату выполнять плавные манёвры. Система была проверена экспертами из британского Управления гражданской авиации (Civil Aviation Authority), которые сообщили, что самолёт сможет посылать сигналы, понятные для пилотов других воздушных судов.

Изобретение обошлось разработчикам в 62 миллиона фунтов стерлингов (почти три миллиарда рублей по курсу на май 2013 года).

Маршрут пассажирского беспилотника пролегал между британским городом Уортон и шотландским городом Инвернесс. Суммарный путь, проделанный воздушным судном, составил около 800 километров.

Испытания были осложнены тем, что проходили в той местности, где летают и другие самолёты, поэтому систему обнаружения препятствий и плавного маневрирования можно было проверить в реальных условиях. Более того, помимо непредвиденных препятствий были созданы ещё и тренировочные.

"Чтобы полноценно испытать систему, мы создавали искусственные препятствия для бортового компьютера. Информация о любых минимальных изменениях в траектории самолёта мгновенно передавалась на наземную станцию управления, где пилоты могли вносить свои коррективы в соответствии с возникшими трудностями", — рассказывает руководитель программы Ламберт Доппин-Хепеншталь (Lambert Dopping-Hepenstal) из корпорации BAE Systems.

Стоит отметить, что этот тестовый полёт (проведённый, к слову, ещё в апреле) нельзя назвать полностью беспилотным. Поднимали в воздух и выравнивали машину пилоты, находящиеся в кабине аппарата, они же сажали новый "лайнер". Между двумя этими операциями управление на себя брали операторы, находящиеся на земле.

На данный момент главной задачей инженеров является оптимизация системы обнаружения препятствий и маневрирования. Её исправная работа станет залогом безопасности беспилотника. Также разработчики надеются, что смогут создать и более крупный пассажирский самолёт, увеличив количество мест не в ущерб манёвренности.

 

Также по теме:

Американские инженеры создали беспилотный вертолёт
В 2050 году самолёты будут летать стаями, как птицы 
Беспилотники научат понимать язык жестов 
Швейцарцы построят беспилотник для запуска спутников на орбиту 
Видео: Дрон над Нью-Йорком