Учёные изучили предков динозавров и восстановление фауны после массового вымирания

Воссозданный облик дицинодона

(иллюстрация Marlene Donnelly/Field Museum of Natural History).

Сборка окаменелых костей асилизавра, найденных в Танзании

(фото Roger M.H. Smith/Field Museum of Natural History).

Воссозданный облик древнего архозавра

(иллюстрация Marlene Donnelly/Field Museum of Natural History).

Примерно так выглядела наша планета, когда на ней появились динозавры

(иллюстрация University of Texas, Austin/University of Washington).

Воссозданный облик дицинодона
Сборка окаменелых костей асилизавра, найденных в Танзании
Воссозданный облик древнего архозавра
Примерно так выглядела наша планета, когда на ней появились динозавры
После того, как произошло очередное массовое вымирание, сформировалась новая фауна, состоящая из предков динозавров, которые жили на территории Танзании и Замбии. Исследователи выяснили, как происходила реорганизация животных после того, как большинство видов исчезло.

Последнее исследование, опубликованное в журнале PNAS, выявило влияние массового пермского вымирания, которое произошло около 252 миллионов лет назад, на масштабную реорганизацию видов животных, проживавших в южной части суперконтинента Пангея.

Во время самого масштабного вымирания в истории исчезло около 90% всех живых существ на Земле. После него было ещё несколько периодов, во время которых многие виды канули в Лету. Среди тех, что населяли нашу планету миллионы лет назад, были победители, чья родословная продолжилась, и проигравшие, виды которых исчезли.

Одними из проигравших были дицинодоны — толстые коротконогие животные с коническими хвостами, напоминающими черепашьи. Они полностью вымерли и их ветвь развития прервалась. А победителями считаются силезавры (Silesaurus) — травоядные ящеры, ближайшие родственники динозавров.

Воссозданный облик дицинодона (иллюстрация Marlene Donnelly/Field Museum of Natural History).

Выжили и архозавры, о чём свидетельствует широкое распространение крокодилов, птиц и ящериц в наши дни. Эта группа пресмыкающихся также включала в себя уже вымерших динозавров.

Кроме того, выиграли гонку на выживание цинодоты, считающиеся древними предками млекопитающих.

"В Танзании мы обнаружили окаменелые останки вида Asilisaurus kongwe, представителя семейства силезавров. Его туловище очень небольших размеров — примерно как у золотистого ретривера, но, в отличие от собак, у них были тонкие длинные лапы", — рассказывает соавтор исследования Кеннет Ангельчик (Kenneth Angielczyk) из Музея естественной истории им.Филда.

Сборка окаменелых костей асилизавра, найденных в Танзании (фото Roger M.H. Smith/Field Museum of Natural History).

Такими же размерами обладал и ньясазавр (Nyasasaurus parringtoni), останки которого учёные обнаружили во время экспедиции в Танзанию. У этого животного был полутораметровый хвост, что довольно много в сравнении с его "собачьими" габаритами.

"Мы пока точно не знаем, был ли ньясазавр древнейшим из динозавров или их предком. Для того чтобы это определить, нам необходимо больше данных, а мы располагаем лишь фрагментами скелета", — говорит Ангельчик.

Все эти находки были сделаны в ходе семи экспедиций в Танзанию, Замбию и Антарктиду. По возвращении исследователи воссоздали облик этих четырёхногих животных в двух вариантах: за пять миллионов лет до вымирания и через 10 миллионов лет после него.

Воссозданный облик древнего архозавра (иллюстрация Marlene Donnelly/Field Museum of Natural History).

К слову, до сих пор остаётся загадкой, что же вызвало такое массовое вымирание. Основными претендентами являются сильная вулканическая активность, падение метеорита или экстремальное глобальное потепление.

Учёные выяснили, что до катастрофы (какой бы она ни была), около 35% всех животных обитало на исследованных территориях. Некоторые виды были распространены на участках протяжённостью в 2600 километров, то есть занимали большую часть территории Танзании и Южной Африки. После исчезновения большинства видов, лишь 7% животных осталось на тех же территориях.

"Динозавры, какими мы их знаем, появились около 230 миллионов лет назад. Они вышли из южной части древнего протоконтинента — Гондваны — которая включала в себя Африку, Южную Америку, Индию, Мадагаскар, Австралию и Антарктиду. Родиной первых динозавров, по всей вероятности, является территория современной Аргентины", — поясняет коллега Ангельчика известный геолог Стерлинг Несбитт (Sterling Nesbitt).

Примерно так выглядела наша планета, когда на ней появились динозавры (иллюстрация University of Texas, Austin/University of Washington).

Специалист по динозаврам из Витватерсрандского университета Брюс Рубидж (Bruce Rubidge), который не принимал участия в этом исследовании, заявил, что команда Ангельчика и Несбитта проделала грандиозную работу, чтобы улучшить представления учёных о том, как распространялись и трансформировались биологические виды две сотни миллионов лет назад. "Теперь у нас есть данные о месте и времени распространения позвоночных после массового вымирания и сведения о том, как проходила эволюция фауны с того момента до сегодняшнего дня", — заключил учёный.

От очередной природной катастрофы наша планета не застрахована. К тому же, сами люди способствуют глобальному потеплению и экстремальным изменениям климата, а всё это может привести к очередному массовому вымиранию животных, пишет Discovery. Процесс восстановления животных триасского периода начался лишь спустя восемь миллионов лет после исчезновения большинства видов.

"Восемь миллионов — это очень мало. Если мы любим и ценим окружающую среду и её обитателей мы обязаны защищать их всеми возможными способами", — предупреждает Ангельчик.