Забитые кровеносные сосуды прочистили при помощи света

Неинвазивное манипулирование клетками внутри организма √ давняя мечта биологов и медиков

(иллюстрация USTC).

Учёные из Поднебесной придумали способ расчистки кровеносных сосудов при помощи лазерных лучей. Метод пока недостаточно доработан, но имеет большие перспективы. Возможность манипулирования отдельными клетками прямо внутри живого организма — давняя мечта биологов и медиков.

Учёные из Поднебесной придумали способ расчистки кровеносных сосудов, заблокированных тромбами или атеросклеротическими бляшками. Для того чтобы разобрать "завал" клеточка за клеточкой, им потребовались инфракрасные оптические щипцы.

Это устройство захватывает микроскопические объекты за счёт слабых сил, возникающих в результате воздействия света. Оптические щипцы или оптический пинцет разрабатывается и совершенствуется уже давно, однако китайские специалисты нашли ему новое применение.

При помощи лазера они захватывали клетки крови внутри тонких сосудов (капилляров) в ухе мыши и расчищали блокированные кровотоки. Во второй части эксперимента они провели обратную работу: захватив эритроциты, они заставили их сохранять своё местоположение. В результате получалась модель сгустка крови.

Команда профессора Инь-Мэй Ли (Yin-Mei Li) из Университета науки и технологий Китая работала с клетками и сосудами в ухе грызуна, так как ткани здесь очень тонкие и сосуды расположены близко к поверхности. Дело в том, что свет, проникая в ткани, рассеивается и абсорбируется. По этой причине оптический пинцет не работает на глубине более 40 микрометров.

Исследователи Поднебесной надеются усовершенствовать технологию, чтобы получить возможность управлять клетками в сосудах в глубине тела. Для этого понадобятся новые оптические решения и более мощные, но безопасные лазеры.

Что же касается нынешнего применения разработки, то её можно использовать для иммобилизации клеток при изучении последних под микроскопом. Это помогло бы лучше разобраться в возникновении некоторых болезней.

Подробно с методикой захвата и остановки клеток можно ознакомиться в статье, вышедшей в журнале Nature Communications.