Причиной появления воды в атмосфере Юпитера оказалась комета

Карта распределения воды в атмосфере Юпитера: голубым обозначена наибольшая концентрация, синим ≈ наименьшая

(фото Reta Beebe/New Mexico State University/NASA/ESA)

Компиляция фотографий, полученных телескопом Хаббл, во время столкновения кометы Шумейкеров ≈ Леви 9 с южным полушарием Юпитера

(иллюстрация J. Trauger, R. Evans, H. Weaver, E. Smith/NASA, ESA).

Схема распределения воды в стратосфере Юпитера. Зелёным и красным цветами обозначена наибольшая концентрация

(иллюстрация T. Cavalié, NASA, ESA).

Французские астрономы обнаружили неравномерное распределение воды в средних слоях атмосферы газового гиганта. Учёные считают, что источником жидкости могла быть только комета, упавшая на южное полушарие Юпитера в 1994 году.

Агентства NASA и ESA сообщают об удивительном открытии французских астрофизиков: при помощи космического телескопа "Гершель" (Hershel Space Telescope) учёные обнаружили неравномерное распределение воды в средних слоях атмосферы Юпитера.

Наибольшая концентрация H2O наблюдалась в южном полушарии газового гиганта, куда в 1994 году упала комета, известная как комета Шумейкеров — Леви 9.

Происхождение воды в верхних слоях атмосферы Юпитера, Нептуна, Сатурна и Урана было предметом научных споров на протяжении почти 20 лет. Тогда как её наличие в нижних слоях легко объясняется испарениями с самой планеты, источник воды в стратосфере, где кислорода крайне мало, долго оставался неизвестным. Потенциальными кандидатами считались кольца, спутники, кометы и даже межпланетная пыль.

Данные, полученные фотокамерой со спектрометром низкого разрешения (PACS) и инфракрасным телескопом IRTF помогли разрешить загадку неравномерного распределения воды в атмосфере Юпитера.

"Ассиметричное распределение воды между полушариями планеты свидетельствует о том, что она появилась в результате столкновения с небесным телом. Тем самым исключается гипотеза о занесении воды в атмосферу кольцами или спутниками, которые бы обеспечили относительно равномерное её распределение. В зависимости от того, в какой химической форме — нейтральной или ионной — транспортируются элементы, наибольшая концентрация наблюдалась бы либо на полюсах, либо вдоль экватора, но никак не в одном из полушарий", — объясняет ведущий автор исследования Тибо Кавалье (Thibault Cavalié) из Астрофизической лаборатории в Бордо.

Поэтому логично сделать вывод, что именно комета Шумейкеров — Леви 9, которая вошла в атмосферу Юпитера в 1994 году, привела к появлению воды в стратосфере планеты. Результаты данного исследования были опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.