Новая методика изучения ДНК помогла исследовать египетские мумии

Мумия египетского фараона Рамcеса II, года правления 1279√1213 до н.э.

(фото Thutmose III/Wikimedia Commons).

Одна из проблем при исследовании древних образцов ДНК – необходимость проверки сохранности молекул и их принадлежности искомому объекту, а не посторонним примесям. Новый подход позволил решить возникающие трудности.

,"Исследование генома – это не ракетные технологии", – говорит генетик Карстен Пуск (Carsten Pusch) из Тюбингенского университета, подразумевая, что одним из главных препятствий в его работе является малый размер и зачастую скудное количество материала для анализа. Так, при работе над Денисовским человеком учёные довольствовались лишь костью одного из пальцев.

Доктор Пуск вместе с коллегами из Германии, Египта и Италии является соавтором так называемой новой методики анализа генетического материала. В статье, опубликованной в издании Journal of Applied Genetics, рассказывается, что благодаря новой разработке удалось расшифровать геном, который, как считалось прежде, невозможно расшифровать из-за неблагоприятных условий хранения.

В качестве объекта для анализа использовались два скелета, обнаруженные ранее на территории Боливийской низменности, а также пять египетских мумий, принадлежащих периоду между 806 годом до нашей эры и 124 годом н.э.

Использование прежней методики – амплификации ДНК при помощи полимеразной цепной реакции, вызывало много сомнений, поскольку считается, что генетический материал относительно быстро деградирует в условиях жаркого климата. Попытки выделения искомой ДНК приводили к тому, что нужный материал смешивался с посторонними молекулами.

Новая методика отличается от прежней тем, что учёные не акцентируют внимание на одном искомом типе ДНК, а проводят всесторонний анализ, выявляя всех возможных носителей генетического материала. Ранее данный подход уже использовался (например, в отношении Денисовского человека), однако никогда учёные не тестировали свою методику на образцах, хранившихся в жарком климате.

Как показал анализ, одна из мумий принадлежит к гаплогруппе I2, происходящей с территории Центральной Азии. Помимо человеческой ДНК учёные выявили в останках молекулы, принадлежащие простейшим, вызывающим токсоплазмоз и малярию, а также генетические образцы других веществ, используемых при бальзамировке: касторового и оливкового масел, льна, миндаля, лотоса и так далее.

Таким образом, по словам исследователей, несмотря на неблагоприятные климатические условия, генетический материал всё же сохранился, что, возможно, стало результатом эффективного бальзамирования. Теперь учёные готовы проверить свою методику на большем количестве образцов.