Дети слепых матерей учатся особым способам общения

Постоянно находясь в нестандартных условиях, дети слепых матерей учатся лучше понимать окружающий мир

Постоянно находясь в нестандартных условиях, дети слепых матерей учатся лучше понимать окружающий мир
(фото Christian Liechti/Flickr).

Исследователи выяснили, что слепые матери, несмотря на то, что не могут подарить своему чаду любящий взгляд, способны обучить его особым методам коммуникации. Учёные говорят, что в некоторых случаях многим здоровым семьям есть чему поучиться у слепых.

Зрительный контакт — важнейший компонент любого общения, уверен Атсуси Сендзю (Atsushi Senju), нейробиолог из лондонского университета Биркбека (Birkbeck University of London). Поэтому дети, чьи родители пренебрегали зрительным контактом, могут иметь задержки в развитии, и даже входят в группу риска заболевания аутизмом.

Чтобы выяснить, действительно ли взгляд родителей так необходим для нормального развития навыков коммуникации, Сендзю и его коллеги провели эксперимент с участием слепых матерей и их детей. Такие дети лишены нежного материнского взгляда, но у них есть и другие радости общения, такие как прикосновения и разговоры.

Исследователи работали с пятью маленькими детьми слепых матерей, проводя тестирования на степень развитости и различные отклонения в возрастном периоде от 6 до 10 месяцев, от 12 до 15 и от 24 до 47. Во время первых двух этапов дети смотрели видео, где женщина смотрела с экрана на ребёнка и двигала мышцами лица, а учёные следили за реакцией малышей. Также в эти два этапа входили игры с незнакомыми взрослыми и тесты на аутизм, которые должны были выявить задержки в развитии визуальных, моторных и языковых навыках. Учёным необходимо было понять, могут ли дети нормально реагировать на взгляд в глаза, улыбаться в ответ, переключать внимание с одной игрушки на другую.

Позднее те же испытания были предложены детям зрячих родителей. Оказалось, что обе группы детей показали совершенно одинаковые результаты.
Однако у ребёнка незрячей мамы есть некоторые преимущества. Даже в очень раннем возрасте он смотрел на чужих взрослых дольше и внимательнее, чем на мать. Это доказывает, что дети понимают разницу между общением с родителями и посторонними людьми.

В возрастном периоде между 12 и 15 месяцами испытуемые начали проявлять большую разговорчивость, чем другие дети в их возрасте. Также они показали лучшие результаты в задании по запоминанию расположения какого-либо предмета и в переключении внимания между игрушками.

Сендзю полагает, что детей слепых родителей можно сравнить с теми, которые росли в билигвальных семьях. Находясь в состоянии постоянной необходимости переключения внимания, они показывают лучшие результаты в навыках коммуникации.

Энрю Мелцофф (Andrew Meltzoff) из Института изучения мозга при Вашингтонском университете (University of Washington’s Institute for Learning and Brain Sciences) комментирует эксперимент своих британских коллег: "Дети, рождённые у слепых матерей, с раннего возраста начинают понимать, что какие-то люди видят окружающий мир, а какие-то нет. Возможно, они уже даже осознают, что все люди по-разному реагируют на одни и те же вещи".

С результатами экспериментов можно ознакомиться в журнале Proceedings of the Royal Society.

Также по теме:
Исследование: младенцы могут читать мысли 
Сыновья укорачивают жизнь матерей
Самцы воспитывают детей, если их больше, чем самок 
Соотношение мужчин и женщин влияет на возраст материнства