Людям поможет похудеть пересадка бактерий

Так выглядит бактерия из кишечника мыши, которая только что перенесла желудочное шунтирование

(фото Hazel Appleton, Center for Infections/Health Protection Agency/Science Photo Library).

Бактерии, которые обитают в кишечниках мыши, которая пережила хирургическое шунтирование (отмечено красным цветом), грызуна того же веса на диете (синий) и животных из контрольной группы (зелёный)

(иллюстрация Science Translational Medicine/AAAS).

Медики придумали, как обойтись без операции по уменьшению желудка, к которой часто прибегают люди с лишним весом. Оказывается, в будущем достойной альтернативой хирургическому вмешательству может стать простая пересадка кишечных бактерий.

Желудочное шунтирование — самая популярная в мире хирургическая операция, которую проводят даже чаще удаления аппендикса.

Она направлена в первую очередь на снижение веса. Суть в том, что желудок человека, страдающего излишним весом или ожирением, прошивается и разделяется на два отдела, главный из которых не превышает по объёму 50 миллилитров. Из-за этого после операции человек наедается меньшим количеством пищи (параллельно уменьшается всасываемость питательных веществ).

Несмотря на широкую распространённость этой процедуры, риск летального исхода всё же есть. Он особенно велик для очень полных людей.

Команда исследователей из Центральной больницы Массачусетса (Massachusetts General Hospital) во главе с доктором Ли Капланом (Lee Michael Kaplan) открыла новый способ безоперационного шунтирования.

В ходе эксперимента учёные подмешивали в пищу лабораторным мышам кишечные бактерии от мышей, перенёсших желудочное шунтирование. После двухнедельного приёма такого бактериального коктейля животные потеряли около 5% собственного веса.

Дело в том, что люди или животные, страдающие ожирением, имеют отличный бактериальный состав кишечника от тех, у кого нормальный вес. Пересадка бактерий ведёт за собой множество физиологических последствий, таких как изменение гормонального фона, состава желчных кислот и даже деформацию нервных соединений.

Пока остаётся загадкой, какие изменения происходят в организме после пересадки кишечных бактерий от другого животного. Но учёные надеются, что рано или поздно они изучат жизнедеятельность пересаженных бактерий и поймут принцип работы такого метода. Тогда медики смогут воссоздать производимый ими эффект в искусственной среде, чтобы полностью исключить необходимость хирургического вмешательства.

Сейчас авторы исследования, опубликованного в журнале Science Translational Medicine, предполагают, что работа бактерий связана с их влиянием на всасывание питательных веществ или на скорость метаболизма.

Добавим, что трансплантация кишечных бактерий уже имела место в медицинской практике. В 2010 году 89-летней женщине, страдавшей смертельным инфекционным заболеванием, сделали фекальную трансплантацию живых бактерий от её собственного сына. Спустя всего сутки температура её тела начала снижаться и болезнь вскоре отступила. Также подобная терапия помогла в лечении болезни Паркинсона, рассеянного склероза, ревматоидного артрита и синдрома хронической усталости.