Ученые рассказали, из чего состоит челябинский метеорит и откуда он взялся

Фото: ТАСС

Метеорит Челябинск
Ученые, наконец, подвели первые итоги исследования метеорита, упавшего в озеро Чебаркуль. Они выяснили, из чего состоит космический гость, установили, откуда он прибыл. Правда, определить возраст метеорита удалось лишь приблизительно. Кстати, сам метеорит официально назвали "Челябинск".

Ученые, наконец, подвели первые итоги исследования метеорита, упавшего в озеро Чебаркуль. Кстати, сам метеорит официально назвали "Челябинск".

Как сообщает радиостанция "Вести ФМ", ранее предлагалось дать небесному телу название "Чебаркуль". Но ученые отдали предпочтение варианту "Челябинск". Объяснили это тем, что территория падения обломков охватывает почти всю Челябинскую область. Поэтому, по их мнению, имеет смысл назвать космический объект именем главного города региона. Так что именно под этим названием небесный объект будет занесен в Международную метеоритную комиссию, куда уже передана информация о нем.

Специалисты проанализировали состав метеорита и выяснили, что это обычный хондрит. Как рассказал "Российской газете" директор Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского, академик Эрик Галимов, небесное тело состоит, в основном, из силиката. Менее 10% от состава космического гостя приходится на такие металлы, как цинк, железо, хром, кобальт и алюминий.

Возраст метеорита пока что точно не определен, однако по предварительным оценкам он составляет примерно 4,5 миллиарда лет. По словам ученых, прибыл "пришелец" из астероидного пояса, который находится между Марсом и Юпитером. В этом районе немало подобных мелких небесных тел.

Но челябинский метеорит достиг своего размера не сразу: сначала он был частью крупного астероида, затем откололся и отправился в свободный полет. Около 10 миллионов лет назад в него врезалось другое космическое тело – об этом свидетельствуют расплавы, возникшие от сильнейшего разогрева метеорита. В результате до Земли долетело довольно рыхлое тело, которое, попав в земную атмосферу, сравнительно легко распалось на мелкие части.

Массу метеорита ученые оценили примерно в 10 тысяч тонн, диаметр – в 18-20 метров. Около 90% его массы распылилось при входе в атмосферу, примерно 10 тонн упало на Землю. Однако нашли ученые всего 3 килограмма.

Эрик Галимов отметил: "Мы обращались к населению с просьбой сдать фрагменты метеорита. К сожалению, активности не наблюдали. Надеемся, что количество сданных нам фрагментов будет больше".

Кстати, ученые уверены, что несмотря на многомиллионный ущерб, который падение метеорита доставило Челябинску, горожанам еще повезло. Директор Института астрономии РАН Борис Шустов ранее заявил, что, во-первых, небесное тело, подобное "Челябинску" не относится к классу опасных. Во-вторых, если бы метеорит входил в атмосферу Земли по более крутой траектории, последствия могли бы быть куда более серьезными. "А если бы тело было 50 метров, тогда шансов на везение вообще не было бы", – приводит ИТАР-ТАСС слова Шустова.

Эксперт добавил, что общее количество потенциально опасных для Земли небесных объектов (преимущественно астероидов) составляет сегодня 200-300 тысяч. По словам ученого, угрозу представляют космические тела размерами от 40 метров. "Нижнюю границу размеров опасного небесного тела разумно определить примерно в 50, может быть, 40 метров — это примерные размеры Тунгусского тела", – пояснил Шустов. Он добавил, что энергия, выделяемая при столкновении такого объекта с Землей, сопоставима со взрывом мощной термоядерной бомбы.

Метеорит взорвался в небе над Южным Уралом 15 февраля. Он нанес немалый ущерб городскому хозяйству: ударной волной во многих зданиях выбило стекла. От порезов осколками стекол пострадали 1145 человек, 50 человек были госпитализированы. Всего в области пострадали 2962 здания и сооружения.