Растения подсаживают пчёл на кофеин

Кофеин преобладает в цветках кофе, но также встречается в нектаре апельсина и грейпфрута

(фото Geraldine Wright).

Исследователи поведения насекомых обнаружили, что пчёлы чаще навещают цветки с нектаром, содержащим кофеин. Учёные определили, почему так происходит и какое всё это имеет отношение к разного рода зависимостям.

Вполне возможно, что некоторые растения подсаживают насекомых-опылителей на свой нектар, добавляя в него большое количество кофеина. "Обманщикам" необходимо, чтобы пчелы возвращались к их цветкам почаще, тогда повышается шанс заполучить и передать пыльцу.

Джеральдина Райт (Geraldine Wright) из университета Ньюкасла обучила пчёл ассоциировать запах со сладкой наградой. Оказалось, что подслащённая вода, содержащая кофеин, помогала насекомым в два раза лучше запоминать запахи даже спустя три дня. Что любопытно, концентрация вещества, присутствующего в кофе, была столь мала, что полосатые сборщики не могли почувствовать его на вкус.

Чтобы разобраться, почему такое происходит, энтомологи ввели стимулирующее вещество в мозг пчёл. Так они выяснили, что кофеин стимулирует работу нейронов, отвечающих за передачу сигналов, важных для запоминания обонятельной информации.

Небольшие количества кофеина и других химических веществ, таких как никотин, присутствуют в нектаре более чем сотни растений. Цветковые используют эти соединения для отпугивания хищников.

Однако большое значение имеет доза. В одном случае она сделает растение горьким, в другом привлечёт насекомых-опылителей, которые на следующий день прилетят к тому цветку, который порадовал их больше.

В дальнейшем учёные планируют выяснить, как далеко готовы зайти насекомые-опылители ради вожделенной награды. Будут ли они преодолевать страх перед возможным врагом и может ли у них сформироваться настоящая зависимость от кофеина.

Известно, что в мозгу пчёл много белковых комплексов, в частности рецепторов нейротрансмиттера аденозина, с которыми связывается кофеин. Это означает, что с помощью пчёл может быть определена природа возникновения зависимости от тех или иных веществ.

Напомним, что пока учёные не определились, способствует ли кофеин лучшей работе памяти человека или нет.