Космический телескоп "Гершель" вскоре ослепнет

Телескоп "Гершель" отправился на орбиту 14 мая 2009 года

(иллюстрация ESA).

Европейское космическое агентство вскоре может потерять один из самых главных своих спутников — космический телескоп "Гершель". Система охлаждения его детекторов почти лишилась гелия, а значит, вскоре аппарат "ослепнет".

Европейское космическое агентство (ESA) вскоре может потерять один из самых главных своих спутников — телескоп Herschel. Система охлаждения его детекторов почти лишилась гелия, а значит, вскоре аппарат "ослепнет".

Напомним, что "Гершель", который обошёлся Европе в миллиард евро, работает во второй точке Лагранжа системы Земля-Солнце с 2009 года. Он наблюдает за космосом с расстояния 1,5 миллионов километров от нашей планеты. Телескоп помогает астрономам понять тайны рождения звёзд и эволюции галактик.

Однако детекторы его инструментов требуют постоянного охлаждения до ультранизких температур, близких к абсолютному нулю. В качестве охлаждающего агента используется газ гелий. На старте в аппарат было закачано около двух тысяч литров гелия. Запас закончится в ближайшие пару недель. Как только детекторы перегреются, они перестанут работать, конец работы будет неожиданным.

Впрочем, учёные с самого начала знали, что телескоп рано или поздно "ослепнет". В самом начале миссии разработчики спрогнозировали дату выхода космического аппарата из строя с точностью почти до месяца.

Сейчас исследователи проводят последние запланированные измерения и наблюдения, пытаясь собрать в оставшееся у них время как можно больше изображений. Но даже тогда, когда "Гершель" закончит свою работу, у астрономов будут гигабайты информации, которые, наверняка, помогут сделать массу новых открытий. Уже сейчас в архивах миссии находятся тысячи снимков, которые, как показывает практика, пригодятся науке и через десятки лет.

"Я думаю, многие согласятся, что "Гершель" принёс нам выдающийся успех, что мы провели прекрасные наблюдения", — рассказал BBC доктор Горан Пиллбратт (Göran Pilbratt) из ESA.

Напомним, что европейский аппарат снабжён самым большим монолитным зеркалом (диаметр составил 3,5 метра) и тремя ультрасовременными инструментами, которые ловят свет в диапазоне от дальнего инфракрасного до субмиллиметрового.

Космический телескоп помог астрономам в изучении процессов образования звёзд из облаков газа и пыли. Кроме того, учёные получили возможность наблюдать за изменением галактики с течением времени.

"Среди самых выдающихся открытий аппарата на сегодняшний день числятся обнаружение тысяч дальних галактик, в которых идёт активное образование звёзд, а также уточнение положения регионов звездообразования в виде ядер и нитей в нашей галактике", — говорит профессор Мэтт Гриффин (Matt Griffin) из университета Кардифа, руководитель команды инструмента SPIRE.

В апреле будет проведено последнее тестирование телескопа. После чего операторы ESA отключат коммуникационное оборудование "Гершеля" и отправят его медленно дрейфовать вокруг Солнца.