В преддверии открытий: ученые определяют состав и возраст челябинского метеорита

В Москву привезли осколки метеорита, который в середине февраля упал в Челябинской области. Ученым предстоит определить химический состав небесного тела и выяснить его возраст. Первые выводы обещают объявить уже сегодня. Наш корреспондент решила не дожидаться официального объявления результатов.

В Москву привезли осколки метеорита, который в середине февраля упал в Челябинской области. Ученым предстоит определить химический состав небесного тела и выяснить его возраст. Первые выводы обещают объявить уже сегодня. Впрочем, наш корреспондент решила не дожидаться официального объявления результатов.

Ученые говорят, что им давно так не везло. Для них падение метеорита — как манна небесная, а здесь еще и фрагментов нашли так много. В Москву в Институт геохимии привезли 166 осколков диаметром от миллиметра до нескольких сантиметров. Их исследуют сразу в шести лабораториях. Сначала изучают минеральный состав. "Это рентгеноспектральный анализатор, — поясняет Наталия Кононкова, старший научный сотрудник Института геохимии и аналитической химии РАН. – Образец помещается в специальную вакуумную камеру. Пока никаких новых минералов мы не нашли".

Осколки метеорита расщепляют и добавляют кислоту. Потом раствор помещают в специальный прибор, где при температуре около 3000 градусов вещество распадается на атомы. Только так можно максимально точно определить химический состав.

Пока ученые, изучив фрагменты челябинского метеорита, обнаружили в их составе 19 элементов таблицы Менделеева. Среди них — калий, магний, натрий, цинк. Уже известен и тип метеорита — LL 5, "хондрит обыкновенный". Несмотря на название, это большая редкость. Из всех известных метеоритов таких — всего два процента. Возраст небесного тела — не меньше 4,5 миллиардов лет. Пока точнее сказать невозможно, нужны дополнительные исследования. На них, как минимум, уйдет еще неделя. "Большинство хондритов появились после того, как образовалась Солнечная система — 4,5 миллиарда лет назад, — рассказывает Юрий Костицын, заведующий лабораторией изотопной геохимии и геохронологии. – Более точные цифры еще предстоит определить".

Блестящие полоски — это следы расплава. Судя по всему, метеорит попадал в космические ДТП, по пути к Земле сталкивался с другими небесными телами. Возможно, даже не раз. "Может быть, от удара он и вышел на орбиту, которая пересекает земную", — предполагает Михаил Назаров, заведующий лабораторией метеоритики.

Челябинский метеорит, по оценкам ученых, весил примерно 10 000 тонн, но при входе в атмосферу Земли он мог потерять до 90 процентов массы. Первые результаты исследований московские специалисты собираются обнародовать уже завтра. На 10 утра назначено совещание в кабинете у директора Института геохимии РАН. Пока никаких сенсаций ученые не обещают, но работа по изучению осколков метеорита продолжается.