Космический турист Тито замахнулся на Марс

Художественное изображение доставки необходимого оборудования на Марс

(иллюстрация Mars One).

Частная компания Inspiration Mars Foundation, созданная в США первым космическим туристом, американским миллионером Деннисом Тито, планирует через пять лет осуществить первое в истории путешествие человека к Марсу. Выступая в среду в вашингтонском Национальном клубе печати, Тито сообщил, что полет к Красной планете экипажа в составе двух человек — мужчины и женщины — предварительно намечен на 5 января 2018 года, он продлится 501 день.

"Особенность этой миссии заключается в ее простоте. Она не предусматривает больших рисков и опасных маневров космического корабля, который не будет входить в марсианскую атмосферу", — рассказал Деннис Тито. По его словам, сначала космический корабль будет выведен на низкую околоземную орбиту, оттуда стартует к Марсу, выйдет на орбиту этой планеты, а затем вернется на Землю.

Построить корабль и носитель предполагается на основе уже имеющихся и разрабатываемых технологий, в том числе, используемых НАСА по программе Международной космической станции (МКС). Авторы проекта утверждают, что предварительные расчеты, проведенные с использованием данных о полетах частного грузового корабля Dragon и ракеты Falcon компании SpaceX, показывают, что такая цель вполне достижима.

Предполагается, что межпланетный корабль будет состоять из жилого и служебного модулей с двигательной установкой. 20 августа 2018 года он приблизится к Красной планете на расстояние 160 километров, после чего отправится в обратный путь и вернется на Землю 21 мая 2019 года. В этот период Земля и Марс будут находиться максимально близко друг к другу.

Финансировать проект планируется за счет личных средств Тито, состояние которого оценивается в несколько сотен миллионов долларов, а также частных пожертвований и поступлений из благотворительных фондов, передает ИТАР-ТАСС. Деннис Тито сообщил, что он уже выделил деньги, которых, по его словам, "хватит на первые пару лет работы — до конца 2014 года". По оценкам экспертов, на осуществление этого проекта необходимо не менее одного миллиарда долларов.

Основатель Inspiration Mars Foundation отметил, что это будет американский проект, члены экипажа должны быть гражданами США. Коллега Денниса Тито, специалист по космической медицине Джонатан Кларк пояснил, что "было бы предпочтительно, чтобы экипаж состоял из супружеской пары". По его словам, подбор кандидатов планируется начать примерно через полгода.

Дэннис Тито предупредил, что сам лететь на Марс не собирается, но хотел бы дождаться исторического путешествия к Красной планете, которое станет следующим важнейшим этапом в освоении человеком космического пространства, однако НАСА планирует осуществить его лишь в начале 2030-х годов. "Я не могу так долго ждать", — сказал 72-летний миллионер.

Он также заявил, что решение включить в состав экипажа мужчину и женщину носит во многом символический характер, поскольку они вместе должны представлять человечество во время первого полета к Марсу. Тито также подчеркнул, что это не коммерческий проект, его цель заключается не в получении какой-то прибыли, а в развитии науки и техники.

Независимые эксперты считают, что затея Тито неосуществима сразу по нескольким причинам, в том числе, финансовой, медицинской и технической. Они сомневаются, что на этот проект удастся собрать необходимые средства и отмечают, что кораблей и носителей, которые могли бы обеспечить полет к Марсу, в настоящее время просто нет. При этом специалисты указывают, что в своих предварительных расчетах компания-разработчик проекта оперировала характеристиками тяжелой модификации ракеты Falcon, которой только предстоит совершить первый испытательный полет. Тем не менее, Деннис Тито сохраняет оптимизм и уверенность в том, что у него есть хорошие шансы на успех.

В 2001 году Деннис Тито стал первым в истории космическим туристом. Пребывание на орбите Земли обошлось ему в 20 миллионов долларов. Оно продолжалось восемь дней, шесть из которых Тито провел на Международной космической станции, куда был доставлен на российском пилотируемом корабле "Союз".