Следы древнейших форм жизни планеты состарили фотосинтез

Вместо того чтобы выделять кислород в атмосферу, первые фотосинтезирующие бактерии окисляли железо. На снимке − порошок оксида железа

(фото Wikipedia).

Открытие, которое не только позволяет лучше понять состояние окислительно-восстановительного баланса планеты в течение архея, но и может помочь в поиске внеземной жизни сделали биологи из США. Они установили, что первые бактерии, вместо того чтобы выделять кислород в атмосферу, окисляли железо.

Не секрет, что три миллиарда лет назад химический состав атмосферы, земной коры и океанов значительно отличался от современного. Хотя внешний облик Земли не производил впечатления обитаемости, жизнь на планете уже была.

Пройдёт ещё почти 500 миллионов лет и фотосинтезирующие организмы – цианобактерии станут причиной "кислородной катастрофы" – события, изменившего дальнейшую историю Земли.

Большинство учёных соглашались с цифрой в 2,45 миллиардов лет при датировании "кислородной катастрофы", в то же время дата появления фотосинтезирующих организмов оставалась предметом споров. Открытие, которое не только рассказывает о прошлом нашей планеты, но и может помочь в поиске внеземной жизни, сделали исследователи из США.

В статье, вышедшей в журнале Earth and Planetary Science Letters, представлено описание древнейших организмов планеты, следы жизнедеятельности которых были обнаружены американскими специалистами в Гренландии в виде оксида железа.

Учёные редкой профессии − эволюционные биологи − рассказывают, как при исследовании древнейших осадочных пород они заметили, что некоторые изотопы оксида железа распространены значительно шире, чем должны быть при обычных условиях окисления. При этом изотопный баланс изменялся незначительно от породы к породе.

Американцы объясняют обнаруженный феномен присутствием в этих породах остатков жизнедеятельности древнейших фотосинтезирующих бактерий. Если учесть возраст породы, то выходит, что микроорганизмам порядка 3,8 миллиарда лет и они являются древнейшими известными формами жизни.

Правда, их фотосинтез отличался от "привычного". Современные растения образуют органические вещества, используя воду, углекислый газ и солнечный свет, а эти бактерии не выделяли газообразный кислород, но окисляли железо.

Специалисты полагают, что такая форма фотосинтеза хронологически появилась первой. Их открытие отодвигает прежнюю временную границу возникновения фотосинтезирующих организмов по меньшей мере на 370 миллионов лет вглубь веков и помогает лучше понять состояние окислительно-восстановительного баланса планеты в течение архейского эона.