Чудеса и обитатели вечной тьмы: робот "Орион" проник в сокровенные глубины моря

Ученые во Владивостоке подводят итоги экспедиции в Охотском море. Биологи изучают десятки образцов рыб и моллюсков, которые, как выяснилось, могут заинтересовать не только специалистов, но и бизнесменов.

Подводный робот "Орион" в очередной раз отправляется ко дну. За считаные минуты машина погружается на полторы тысячи метров. Обитатели глубин, попав в луч прожектора, застывают в оцепенении — они раньше никогда не видели света. Здесь всегда — ледяная вода и нет никакой растительности, но от видов с камеры на спускаемом аппарате даже у специалистов захватывает дух.

"Сидит моллюск, в жабрах у него находятся бактерии, которые из морской воды усваивают метан, — рассказывает о морских чудесах Виктор Ивин, начальник экспедиции. — Продуктами своей жизнедеятельности бактерии кормят этого моллюска". Такой тип пищевой цепочки называется хемосинтез: микроорганизмы питаются газами, которые выделяются из разломов земной коры.

Цель экспедиции — изучить тех, кто, вопреки законам природы, живет в вечной тьме. Это — моллюски, иглокожие и десятки видов рыб. Самые интересные образцы с помощью робота ученые поднимают на поверхность. Некоторые находки наверняка заинтересуют не только биологов. "Есть масса организмов, которые сопутствуют нефтяным и газовым месторождениям, — говорит Виктор Ивин. — В местах исследования были найдены эти спутники нефти и газа. Это свидетельствует о том, что данный регион перспективен с точки зрения промысла".

Но самой удивительной стала находка у острова Парамушир. На глубине 780 метров специалисты обнаружили метановый факел – столб пузырьков, выходящих из земной коры. Он поднимается со дна почти к поверхности. Из-за низкой температуры и высокого давления метан кристаллизуется, превращаясь в газовый гидрат, который некоторые специалисты называют "топливом будущего".

Собранные в экспедиции образцы доставлены в Институт биологии моря. Теперь предстоит множество лабораторных исследований. Ученые не исключают, что среди обнаруженных видов есть и те, которые ранее были неизвестны науке.