Инопланетяне опять не вышли на связь

(иллюстрация University of California, Berkeley).

(иллюстрация University of California, Berkeley).

Новое исследование института SETI, который ведёт поиск внеземного разума, снова не принесло результатов. Учёные не нашли искусственные сигналы, исходящие от звёзд с экзопланетами в обитаемых зонах.

Результаты последнего исследования американских астрономов, занятых поиском внеземного разума, наверняка разочаруют поклонников идей Фокса Малдера из сериала "Секретные материалы". Исследователи пришли к выводу, что разумная жизнь является весьма редким явлением для нашей галактики.

Группа, в состав которой входит одна из самых известных охотниц за инопланетной жизнью Джилл Тартер (Jill Tarter) из Института SETI, искала разумные сигналы на более чем сотне звёзд. Казалось бы, что такая выборка совершенно не показательна для Млечного пути, в состав которого входят двести миллиардов светил.

За время поиска внеземных посланий, которые начались ещё в 1959 году, учёные обследовали во много раз больше потенциальных кандидатов. Но на этот раз цели были выбраны не случайно. Согласно данным телескопа Кеплер (Kepler), большинство из них имеют в пределах своих обитаемых зон как минимум одну планету, а значит, вероятность существования там жизни, в том виде, в котором знаем её мы, существенно повышается.

С помощью радиотелескопа Грин-Бэнк (Green Bank Telescope) команда в течение пяти минут проверяла каждую систему в радиочастотном диапазоне от 1,1 до 1,9 гигагерц. Этот промежуток соответствует тем сигналам, которые мы сами посылаем с Земли. Также в него попадают две частоты, на которых поиски ведутся с самого начала проекта. Это частота 1,420 гигагерца, которая соответствует излучению атомарного водорода, и 1,662 гигагерца, свойственная гидроксильной группе, входящей в состав воды. Стоит отметить, что при таком краткосрочном характере наблюдений в узком диапазоне рассчитывать на успех можно только в том случае, если сигнал целенаправленно посылают в направлении Земли.

Диапазон частот, в котором работают "охотники за внеземным разумом", включает так называемую "водную дыру" с частотами, характерными для излучения водорода и гидроксильной группы (иллюстрация University of California, Berkeley).

Но всё-таки исследование не принесло желанных результатов и инопланетяне так и не заявили о себе. Подробности будут опубликованы в статье, принятой к печати в издании Astrophysical Journal.

Однако авторы работы не унывают. Они собираются в ближайшее время провести дополнительные поиски сигналов для отдельных систем в тот момент, когда их планеты будут выстраиваться в одну линию с точки зрения Земли. Это позволит засечь сигналы, если между такими планетами ведётся связь.

На следующем этапе исследований учёные планируют искать признаки связи между двумя экзопланетами, когда они выстраиваются в одну линию по отношению к Земле (иллюстрация University of California, Berkeley).

"Мы можем только предположить, что передовые разумные цивилизации преднамеренно или непреднамеренно пользуются узкополосным радиоизлучением, — говорится в исследовании. – Таким образом, мы ищем лишь определённые разновидности цивилизаций, оценить общее количество разновидностей слишком трудно".

Основные надежды охотников за внеземным разумом связаны со сверхмощными радиотелескопами будущего. Например, телескоп Square Kilometre Array, который будет построен к 2019 году в Австралии, Новой Зеландии и ЮАР, сможет улавливать гораздо более слабые сигналы, чем все существующие системы.