В США разрабатываются межпланетные аппараты нового поколения для изучения Фобоса

Система состоит из двух типов аппаратов: орбитального корабля-носителя и спускаемых на поверхность роверов-планетоходов

(иллюстрация Marco Pavone).

Один из прототипов планетохода

(фото Marco Pavone).

Разработчики уделяют особое внимание способу передвижения устройства, проверяя справятся ли аппараты с низкой гравитацией с помощью встроенных в корпус дисков, вращающихся в разных направлениях

(фото Marco Pavone).

Областью высадки космического десанта называют кратер Стикни √ самый большой на Фобосе

(иллюстрация Marco Pavone).

Каждый день мы всё больше узнаём о космосе, однако получаемые ответы порождают целый букет новых вопросов. В результате даже Солнечная система, столь уютно близкая по сравнению с далёкими туманностями и галактиками, всё ещё остаётся для человечества малоизученным пространством.

Так, орбита и плотности спутников Марса — Фобоса и Деймоса — таковы, что делает маловероятным, но и не исключает гипотезу об их астероидном происхождении. Луны Красной планеты могли образоваться в результате столкновения Марса с другим космическим объектом, сформировавшись из окружавших орбиту обломков.

Исследование Фобоса играет важную роль в понимании эволюции Солнечной системы, считают специалисты Стэндфордского университета (Stanford University). Они в марте 2013 года на конференции по электронной и электротехнической инженерии в аэрокосмической сфере (Electrical and Electronics Engineers Aerospace Conference) собираются рассказать о своих планах по изучению спутника Марса и превращению его в площадку для испытаний новейших межпланетных станций.

Проект, в котором участвуют специалисты Стэндфорда, Массачусетского технологического института (MIT), совместно с инженерами Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA, включает в себя создание нового поколения межпланетных аппаратов, призванных кардинально улучшить качество исследований, при этом уменьшив значение ручного дистанционного управления.

"Это следующий уровень автономии в космосе", – заявил Марко Павоне (Marco Pavone), один из ведущих специалистов факультета аэронавтики и астронавтики (Department of Aeronautics and Astronautics) Стэнфордского университета.

Межпланетные аппараты, о которых идёт речь, представляют собой систему, состоящую из орбитальной станции-носителя Phobos Surveyor и десантируемых на поверхность спутника планетоходов "ежей". Последние получили колючее название из-за особой конструкции в виде покрытой шипами сферы.

Система состоит из двух типов аппаратов: орбитального корабля-носителя и спускаемых на поверхность роверов-планетоходов (иллюстрация Marco Pavone).

Такое инженерное решение должно преодолеть сложности, возникающие у современных планетоходов, неизбежно возникающие при передвижении в условиях гравитации, отличной от земной. У "ежей" нет колёс в обычном представлении: они полагаются на встроенные в корпус диски, вращающиеся в разных направлениях.

Осваивать Фобос легче, чем Марс, поскольку гравитация спутника в тысячу раз слабее. В таких условиях инерция позволит полуметровым "ежам" передвигаться, подпрыгивая и плавно приземляясь. Энергию устройства будут получать от солнечных батарей, покрывающих корпус устройств.

На поверхность спутника Марса планируется спустить пять или шесть автономных "ежей", каждый из которых будет связан с Землёй посредством Phobos Surveyor. Орбитальная станция, оборудованная двумя зонтичными солнечными батареями, обеспечит общее управление и координацию движения планетоходов. Правда, единовременно она сможет руководить только одним аппаратом.

Разработчики системы подчёркивают, что совместно оба типа устройств позволят провести широкомасштабные комплексные исследования: Phobos Surveyor может использовать гамма- или нейтронный детектор для измерения концентрации различных химических элементов и соединений на поверхности Фобоса, в то время как "ежи" будут проводить микроскопический анализ, изучая щели и трещины окружающего грунта.

Один из прототипов планетохода (фото Marco Pavone).

К настоящему времени разработчики создали и протестировали два поколения прототипов "ежей". Следующие испытания планируется провести с привлечением воздушных судов с уменьшенной силой тяжести (reduced gravity aircraft), используемых для подготовки астронавтов к условиям невесомости.

Информации о программе предстоящего полёта пока крайне мало. Но известно, что путь до Фобоса займёт примерно два года, затем несколько месяцев будет производиться первичная разведка местности. Областью высадки космического десанта называют кратер Стикни – самый большой на Фобосе.

По оценкам авторов проекта общая продолжительность миссии может составить от 10 до 20 лет.

Областью высадки космического десанта называют кратер Стикни – самый большой на Фобосе (иллюстрация Marco Pavone).

Также по теме:
NASA и ESA разрабатывают космический корабль для дальних экспедиций
Россия разрабатывает новый космический корабль
NASA разрабатывает солнечные батареи для космических кораблей будущего
NASA готовится построить новую космическую станцию за Луной
Исследователи из Германии придумали GPS для космоса