Телескоп всего за пять минут работы в космосе получил уникальные фотографии Солнца

Изображение солнечной короны, полученное с помощью телескопа Hi-C

(фото NASA).

Запуск ракеты с телескопом Hi-C 11 июля 2012 года

(фото NASA).

Телескоп Hi-C успешно приземлился в пустыне

(фото NASA/MSFC).

Команда исследователей рядом с телескопом, приземлившимся в пустыне

(фото NASA/MSFC).

Изображение солнечной короны, полученное с помощью телескопа Hi-C
Запуск ракеты с телескопом Hi-C 11 июля 2012 года
Телескоп Hi-C успешно приземлился в пустыне
Команда исследователей рядом с телескопом, приземлившимся в пустыне
Американские учёные с помощью ракеты вывели в космическое пространство телескоп Hi-C, оснащённый уникальной камерой для съёмки солнечной короны. Полёт продолжался всего несколько минут, но принёс исследователям важные сведения об активности нашей родной звезды.

В то время пока одни учёные ищут уникальные миры у далёких звёзд или пытаются поймать невидимую тёмную материю, команда астрофизиков под руководством Джонатана Сёртэна (Jonathan Cirtain) из американского Космического центра Маршалла предпринимает попытки разгадать тайны нашей собственной планетной системы.

Так, учёные уже давно бьются над вопросом, почему температура верхнего слоя солнечной атмосферы, известного как корона, достигает 4 миллионов градусов по Цельсию, в то время как поверхность звезды разогрета только до 6000 градусов.

Большинство специалистов полагают, что причина может таиться во взаимодействии между силовыми линиями магнитного поля Солнца. При этом потоки горячего газа с огромной скоростью устремляются к короне, а возникающая сила трения разогревает их до невероятных температур. Но за много лет наблюдений никто в мире не нашёл свидетельств, подтверждающих теорию.

Запуск ракеты с телескопом Hi-C 11 июля 2012 года (фото NASA).

Теперь с помощью уникального телескопа Hi-C исследователи получили возможность взглянуть на изображения солнечной короны в невероятном разрешении, которое в пять раз превосходит все, что были раньше.

Сложный оптический прибор весом 210 килограммов и длиной около двух метров с помощью ракеты был выведен в космическое пространство. Полёт длился всего 10 минут, но этого было достаточно, чтобы сделать 165 снимков небольшой активной области Солнца с детализацией в 150 километров. Это всё равно, что разглядеть мелкую монету с расстояния шести километров.

Зеркало Hi-C имеет диаметр всего 24 сантиметра. Это сопоставимо с инструментом космической Обсерватории солнечной динамики SDO, которая также наблюдает за активностью светила. Но множество инновационных решений позволили новому телескопу заглянуть в глубокие слои солнечной короны, доступные лишь в экстремальном ультрафиолетовом диапазоне.

Изображение солнечной короны, полученное с помощью телескопа Hi-C (фото NASA).

Как сообщается в журнале Nature, на полученных изображениях учёные увидели два участка, где в результате взаимодействия линий энергетического поля в большом количестве образуется железо, у которого из 26 электронов остаётся лишь 15.

Свечение огромных масс этого элемента заметно сквозь специальные фильтры. Множественные изгибы линий магнитного поля указывают на то, что в этих местах может освобождаться достаточно энергии для нагревания окружающей атмосферы до нескольких миллионов градусов.

Но если результаты расчётов ещё предстоит проверить в ходе дополнительных измерений, эффективность нового метода исследования космоса не вызывает сомнений. Выполнив свою миссию, телескоп плавно опустился на парашюте в пустыне и может быть использован в других исследованиях.

Хотя работа над прибором продолжалась не один год, его кратковременный запуск обошёлся значительно дешевле, чем доставка и установка подобного оборудования на борт Международной космической станции или постройка специализированной обсерватории на земле.

Команда исследователей рядом с телескопом, приземлившимся в пустыне (фото NASA/MSFC).

"Новые результаты исследования активности солнечной короны выглядят очень многообещающими, — говорит Сёртэн. – Но самым важным в этой работе является то, что мы можем получать изображения Солнца в таком высоком разрешении. Это наверняка поможет сделать несколько крупных открытий в области жизни и развития звёзд".

Учёные надеются, что в будущем подобное оборудование будет установлено на орбитальных аппаратах для проведения регулярных наблюдений.