Объяснено происхождение механизма клеточного деления

При увеличении концентрации сгустки жирных кислот образуют вытянутые трубочки, которые в свою очередь разделяются на "дочерние" капли

(иллюстрация Itay Budin).

Более трёх с половиной миллиардов лет назад на лишённой кислородной атмосферы, озонового слоя и подвергаемой метеоритным ударам Земле зародилась жизнь. Учёным из США удалось открыть новые тайны возникновения первых клеток.

Более трёх с половиной миллиардов лет назад на лишённой кислородной атмосферы, озонового слоя и постоянно подвергаемой метеоритным бомбардировкам молодой Земле, столь не похожей на наш современный мир, зародилась жизнь.

Благодаря трудам таких выдающихся учёных XX века, как А.И. Опарин, Д. Холдейн, Г. Юри и их продолжателям, удалось с определённой долей условности воссоздать картину происхождения первых клеток.

Вместе с тем существует огромное количество белых пятен в понимании природы химической эволюции, её перехода в биологическую. Одним из наиболее таинственных вопросов – размножения, а точнее деления клеток и их предшественников, занимаются специалисты из США под руководством нобелевского лауреата Джека Шостака.

В одной из последних работ учёных представлен любопытнейший вывод о том, что изначально для клеточного деления не требовался генетический код, и его механизм, скорее, был основан на физических особенностях органических молекул.

В центре внимания команды Шостака оказались жирные кислоты. Будучи растворёнными в воде они могут объединяться, образуя пузыри, своего рода везикулы, сформировавшиеся в клетках позднее. При росте концентрации жирных кислот пузыри сливаются, образуя вытянутые тонкие трубочки, которые в свою очередь могут создавать "дочерние" пузыри. В статье, опубликованной в издании Journal of the American Chemical Society, учёные пишут, что активировать такой процесс деления можно путём выпаривания раствора.

Понятно, что данное исследование пока не является универсальным, хотя бы потому что распространяется лишь на жирные кислоты. Однако многие учёные, не задействованные в эксперименте, находят его результаты приемлемыми.

Так, недавно опубликованная в журнале Open Biology статья профессора Джеффа Эррингтона (Jeff Errington) из университета Ньюкасла, рассказывает об удивительной способности некоторых бактерий размножаться схожим необычным образом.

Речь идёт об одноклеточных, устойчивых к антибиотикам. Известно, что эти вещества воздействуют на жёсткую клеточную стенку, однако часть бактерий научилась самостоятельно избавляться от этой стенки, становясь аморфными каплями. Деление таких бактерий происходит как раз через формирование вытянутой трубки и отделения дочерних "клякс".

"Сходство между работой Эррингтона и нашими наблюдениями разделения нитевидных пузырьков бросается в глаза", – комментирует исследование Шостак.

Получается, что предшественники клеток нуждались в маленьком тёплом пруду, который будучи согретым солнечными лучами днём испарялся быстрее и позволял предшественникам органики "размножаться".

Примечательно, что этот вывод согласуется с разработанной недавно моделью, согласно которой жизнь зародилась не в глубинах Мирового океана, концентрируясь вокруг чёрных курильщиков, а на поверхности планеты вблизи геотермальных источников.