Гавайские острова растворяются изнутри

Исследователи берут пробы воды на Гавайских островах

(фото BYU).

Горный пейзаж Гавайских островов
Исследователи берут пробы воды на Гавайских островах
Американские учёные пришли к выводу, что в отдалённом будущем горные системы Коолау и Вайанаэ на Гавайских островах превратятся в равнины. Виной тому грунтовые воды, которые растворяют горную породу изнутри.

Новое исследование геологов из университета Брингэма Янга (Brigham Young University) показывает, что в один прекрасный день Гавайские острова, известные своими вулканами и горными вершинами, будут больше напоминать абсолютно плоские Мальдивы.

Казалось бы, сейчас ничего не предвещает такого исхода. На данный момент, благодаря движению тектонических плит, архипелаг продолжает расти вверх, и этот рост продолжится как минимум ещё полтора миллиона лет. Но Стив Нельсон (Steve Nelson) и его коллеги выяснили, что грунтовые воды в буквальном смысле растворяют острова изнутри. И как только рост прекратится, горные ландшафты довольно быстро превратятся в равнины.

Исследователи провели на островах два месяца, чтобы понять, как быстро происходит разрушение островов и что оказывает наибольшее влияние на эти процессы. Они брали пробы воды в реках и ручьях, а также исследовали состав грунтовых вод. Дополнительные данные о масштабах ежегодной убыли островов предоставила Геодезическая служба США (NGS).

Оказалось, что подземные воды содержат огромное количество минеральных веществ, идентичных тем, которые входят в состав вулканической породы. Учёные пришли к выводу, что именно они, а не поверхностная эрозия оказывают наибольшее воздействие на геологию горной местности.

"Все Гавайские острова состоят из одного вида породы, — говорит в пресс-релизе университета Нельсон. – Интенсивность выветривания и эрозии здесь сильно изменяется, потому что количество осадков в этой "большой природной лаборатории" переменно и непредсказуемо. Большая часть минеральных веществ не вымывается с потоками, а растворяется изнутри".

Результаты исследования будут опубликованы в журнале Geochimica et Cosmochimica Acta.