Палеонтологи вновь заговорили о невероятных размерах динозавров

Видовое разнообразие в зависимости от размеров для различных групп животных.

(фото PLoS One).

Многовековые исследования костей динозавров, вкупе с большим количеством накопленных окаменелостей, позволили палеонтологам сформировать общее представление о доисторической фауне. Так учёные из Великобритании и Ирландии, сопоставив сотни костей различных рептилий, пришли к любопытным выводам.

Продолжающиеся уже не первый век исследования костей динозавров, вкупе с большим количеством накопленных окаменелостей, позволили сформировать общее представление о доисторической фауне.

Так учёные из Лондонского университета королевы Марии (Queen Mary University of London) совместно с коллегами из университетского колледжа Дублина (University College Dublin) сопоставили 329 бедренных костей динозавров различных видов. Выбор именно этой части скелета не случаен – анализ бедренной кости является признанной методикой для оценки массы динозавров.

В статье, опубликованной в журнале PLOS ONE, учёные рассказывают, что у современных млекопитающих прослеживается закономерность: чем меньше размер – тем больше видовое разнообразие. В то же время у динозавров картина прямо противоположная: подавляющее большинство ужасных ящеров были гигантами.

"Широкое распространение более массивных видов наблюдается довольно рано: примерно 225 миллионов лет назад в конце триасового периода, – уточняет доктор Дэвид Хоун (David Hone) из Лондонского университета королевы Марии. – И возникает вопрос: с чем это может быть связано?".

Объяснение феномену учёные нашли, противопоставляя различные стратегии выживания травоядных и хищников. Так, известно, что отряд птицетазовых и подотряд завроподоморфов являются почти полностью травоядными, в отличие от хищных теропод.

По словам учёного, в то время как первые стремились набрать больший вес и размер с той целью, чтобы не стать жертвой хищника, плотоядные получали достаточно пищи при любых условиях, выбирая в качестве объекта охоты и "не динозавров".

Более того, большой размер более эффективен и в том случае, если динозавры всё-таки действительно обладали инерциальной теплокровностью. Не имея возможности самостоятельно вырабатывать тепло, они поддерживали постоянную температуру тела за счёт аккумулирования тепловой энергии, а чем больше масса тела – тем больше теплоёмкость.

"Имеющиеся данные подтверждают гипотезу о том, что в зависимости от возраста динозавры занимали разные экологические ниши, и таким образом не являлись конкурентами своим более взрослым или более молодым "собратьям", – говорит доктор Хоун.

В качестве наглядного примера учёный приводит современных крокодилов, крошечное потомство которых питается насекомыми, подросшие особи — рыбой, а взрослые переключаются на крупных млекопитающих.

Примечательно, что в то время как учёные из Ирландии и Великобритании анализируют уже накопленные в запасниках кости, исследователь из Аргентины обнаружил новую окаменелость, свидетельствующую о существовании пока не известного науке огромного доисторического ящера.

Найденный им зуб датируется средним кампанским – нижним маастрихтским ярусами верхнего мела (70-80 млн. лет) и имеет длину 7,5 сантиметров, что на 32% больше, чем самые длинные найденные ранее зубы динозавров. Обладателями самых больших зубов были титанозавры, длина тела которых доходила до 30 метров, а вес до 80 тонн.

Возможно, нынешняя аргентинская находка также принадлежала титанозавру, но необычайно большого размера. Впрочем, палеонтологи пока не берутся говорить точно. New Scientist отмечает, что новому возможному роду может подойти название — колоссозавр (ультразавр, суперзавр и мегалозавр уже заняты).

Подробнее о находке можно прочитать в статье, опубликованной в открытом доступе в журнале Cretaceous Research.