Суперземли могут обладать необычным защитным магнитным полем

Учёные попытались воссоздать в лаборатории температуру и давление, которые могут быть в недрах суперземель

(фото Eugene Kowaluk, Laboratory for Laser Energetics, University of Rochester).

Учёные смоделировали условия, в которых находятся минералы, на гигантских планетах – суперземлях – и пришли к выводу, что последние обладают океанами из расплавленного металла. "Водоёмы" обеспечивают экзопланеты защитными магнитными полями. А это означает, что далёкие миры могут поддерживать жизнь.

Планеты, размеры которых превышают земные в несколько раз, но при этом не доходят до размеров газовых гигантов вроде Нептуна, именуются суперземлями. Эти скалистые миры находят постоянно.

Недавно группа исследователей из США выяснила, что происходит с оксидом магния, минералом, который в большом количестве содержится у поверхности и в земной мантии, при высоких температурах и давлении. Используя лазерные импульсы, учёные на миллиардную долю секунды разогрели вещество до 50000 °C и сжали под давлением в 14 миллионов раз превышающим атмосферное. Именно в таких условиях MgO находится в недрах очень больших суперземель.

Лабораторный тест показал, что порода сначала преобразуется в другую кристаллическую форму, а потом расплавляется, превращаясь в жидкий металл. Так как суперземли могут обладать огромными запасами этого минерала, то близ их поверхности могут присутствовать целые океаны расплавленного магния, которые в свою очередь могут обеспечивать им магнитные поля, защищающие далёкие миры от вредной космической радиации.

Это означает, что на суперземлях при прочих благоприятных условиях может существовать жизнь. А так как находят такие экзопланеты довольно часто, шансы на обнаружение человеком инопланетных форм жизни значительно увеличиваются.

"На протяжении многих десятилетий мы полагали, что планеты земной группы – Земля, её соседи вроде Марса и далёкие суперземли – обладают земными особенностями: внешней оболочкой или мантией, состоящей из неметаллических оксидов, и богатым железом металлическим ядром, которое порождает защитное магнитное поле планеты", — рассказал ресурсу Space.com ведущий автор исследования Стюарт Макуильямс (Stewart McWilliams) из Института Карнеги.

"Наши знания о Земле мы переносим на другие удалённые планеты, наблюдения за которыми затруднено. А затем мы в очередной раз убеждаемся, что наши антропоцентрические идеи неверны, что нужно больше фантазии для понимания таких чужих миров", — добавляет Макуильямс.

"Наши результаты показывают, что представление о том, что планетарные магнитные поля могут появляться только из-за железных ядер, слишком ограничено. Они также могу формироваться благодаря планетарной мантии. Вообще-то, такая идея была высказана теоретиками много десятилетий назад, но теперь у нас есть данные, которые это доказывают, — поясняет учёный.

Часто мы говорим о том, что жизнь на других планетах может появиться только в присутствии у них магнитного поля, защищающего организмы, подобные человеку, от космических лучей. Теперь мы знаем, что магнитные поля могут быть у значительно большего количества планет, а значит, нам стоит задуматься о необычных средах, в которых может зародиться жизнь".

Впрочем, Макульямс тут же предупреждает, что планетологам по-прежнему очень мало известно о физике суперземель, что необходимо создавать новые улучшенные компьютерные модели таких миров.

"Спекулировать легко, а делать определённые выводы сложно. Учёным предстоит ещё многое исследовать. Мы просим интересующуюся публику запастись терпением", — шутит Макуильямс.