Основой рациона предков человека были травянистые растения

3,5 миллиона лет назад Australopithecus bahrelghazali питался травянистой растительностью

(фото Michel Brunet).

Несколько миллионов лет назад древние гоминины сменили среду обитания. Они покинули тропические леса и приспособились к условиям жизни в саванне. Палеоантропологам удалось реконструировать изменения рациона одного из видов предков человека, обитавшего в Африке 3,5 миллиона лет назад.

Несколько миллионов лет назад древние гоминины сменили среду обитания. Они покинули тропические леса и приспособились к условиям жизни в саванне. Палеоантропологам удалось реконструировать изменения рациона одного из видов предка человека, обитавшего в Африке 3,5 миллиона лет назад.

Согласно статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, учёные анализировали соотношение разных изотопов углерода на зубах особей Australopithecus bahrelghazali.

Сопоставляя содержание изотопов углерода 13C и 12C, исследователи выяснили, что основой рациона этого вида австралопитеков были так называемые С4-растения.

Поясним. Связывание углерода в растениях приводит к образованию органических веществ. Этот процесс может осуществляться несколькими способами, одним из которых является механизм связывания с использованием молекулы С4 (C4 carbon fixation).

Зная об использовании именно такой молекулы, специалисты заключают, что рацион A. bahrelghazali наполовину состоял именно из травянистой растительности саванн (в большей степени корней и клубней, а не грубых волокнистых травинок). Между тем, предки австралопитека бахр-эль-газальского полагались в основном на фрукты и насекомых. Обновление рациона, вероятно, помогло предкам человека покинуть ранее занимаемые территории.

Три года назад учёные выяснили, что ардипитеки (Ardipithecus ramidus) – ещё более ранние гоминины, обитавшие на Земле около 4,5 миллиона лет назад — не питались травами, а полагались на растительность лесов.

В новом исследовании использовались зубы трёх особей A. bahrelghazali, обнаруженных на севере Чада в месте под названием Коро Торо (Koro Toro). Если сегодня там пустыня, то 3,5 миллиона лет назад в Коро Торо было множество озёр, окружённых лугами и редколесьем.

"Хотя травы в изобилии произрастают в тропиках, современные африканские приматы, включая шимпанзе, не употребляют их в пищу, – отмечает профессор Джулия Ли-Торп (Julia Lee-Thorp) из Оксфорда. – Единственным исключением из данного правила является гвинейский павиан из Западной Африки, хотя и для него данный вид пищи не является основным".

New Scientist отмечает: до нынешнего открытия считалось, что предки современного человека перешли на травы 2,8 миллиона лет назад.