Учёные обнаружили у какаду способность изготавливать орудия труда

Фигаро изготавливает инструмент из ветки

(фото Alice Auersperg, Universität Wien).

Фигаро не только пользуется орудиями, но и изготавливает их из веток и деревянных частей вольера

Элис Ауэрсперг и какаду Фигаро

Какаду достаёт орех с помощью палки

Фигаро изготавливает инструмент из ветки
Элис Ауэрсперг и какаду Фигаро
Какаду достаёт орех с помощью палки
Использовать, а тем более изготавливать орудия труда могут животные с наиболее развитым интеллектом, полагают биологи. Но всё чаще удивительные способности учёные находят у существ, на первый взгляд, не обладающих неординарным мышлением.

Умением использовать, а тем более изготавливать орудия труда могут похвастаться только животным с наиболее развитым интеллектом. До сих пор такие способности к созданию инструментов из окружающих материалов демонстрировали отдельные представители высших приматов и некоторые виды птиц, например, дятловый вьюрок и новокаледонские вороны, которые неоднократно поражали учёных своим неординарным мышлением.

Как сообщается в журнале Current Biology, учёные из Оксфорда (University of Oxford) и университета Вены (Universität Wien) обнаружили признаки особенного поведения у какаду Гоффина. Попугай по имени Фигаро не только ловко пользуется палочкой, чтобы достать орехи, выпавшие за пределы клетки, но и сам изготавливает необходимое приспособление, если не находит вокруг ничего подходящего.

"Мы наблюдали за Фигаро, когда он играл с небольшим камнем, — рассказывает руководитель исследований Элис Ауэрсперг (Alice Auersperg) из университета Вены. – В какой-то момент камень улетел через прутья клетки так далеко, что попугай не мог его достать. Тогда он взял в клюв небольшую палку и достал камень с её помощью".

Дальнейшие наблюдения принесли ещё более удивительные открытия. Когда учёные насыпали за пределами клетки орехи и стали снимать поведение Фигаро на видео, он не пошёл искать новую палку подходящей длины, а оторвал большую щепку от деревянного основания вольера. В первый раз на изготовление инструмента у птицы ушло 25 минут, но затем попугай наловчился и проделывал трюк всего за пять минут.

Интересно, что приматы или вороны пользуются орудиями труда не только во время научных экспериментов, но и в дикой природе. Но дикие какаду до этого не демонстрировали подобных навыков. Фигаро был выращен в неволе, и учёные не могут объяснить, что подтолкнуло его на нестандартное решение задачи.

Один раз изготовленная палка оказалась слишком длинной и толстой, и работать с ней было неудобно. Тогда какаду укоротил её и заодно откусил выросты, которые мешали инструменту проходить между прутьями клетки.

"Наше исследование показывает, что даже если использование орудий не характерно для определённого вида животных, при наличии способностей к решению задач и развитому мозгу они могут буквально вылеплять необходимые инструменты из бесформенной массы", — говорит Алекс Касельник (Alex Kacelnik) из Оксфорда, долгие годы изучающий умственные способности различных животных.

Ранее Касельник являлся руководителем похожих исследований с участием новокаледонских воронов. Тогда самка по имени Бетти поразила учёных, изготовив крючок из проволоки, чтобы доставать еду. Интерес биологов вызвало то обстоятельство, что выросшая в естественной среде птица, скорее всего, ранее не сталкивалась с этим материалом и не была знакома с формой крюка.