Учёные обнаружили ещё один пример успешной борьбы с раком в дикой природе

Учёные выяснили, что слепыши имеют свой собственный механизм борьбы с онкологическими заболеваниями, основанный на самоуничтожении раковых клеток

(фото Bassem18/Wikipedia).

Слепыш на фоне погибшей культуры клеток

(фото University of Rochester).

Голые землекопы (Heterocephalus glaber) крайне непривлекательны на вид, но они являются признанными долгожителями среди отряда грызунов. Кроме того, у них не зафиксировано ни одного случая раковых заболеваний

(фото University of Rochester).

Слепыш на фоне погибшей культуры клеток
Так называемые слепыши продемонстрировали учёным необычный метод борьбы с разрастанием злокачественных опухолей. Биологи выяснили, что этот природный способ борьбы отличен от того, который был обнаружен у ещё одних подземных грызунов – голых землекопов.

Некоторые виды слепышей (Spalax) и голые землекопы (Heterocephalus glaber) крайне непривлекательны на вид, но они являются признанными долгожителями среди отряда грызунов. Отдельные их особи доживают до 21 и 28 лет соответственно.

Кроме того, эти животные являются единственными среди млекопитающих, для кого не было отмечено ни одного случая онкологических заболеваний. Последняя особенность делает эти виды чрезвычайно привлекательными для учёных, занимающихся проблемами рака.

Итак, по порядку. Три года назад биологи из университета Рочестера (University of Rochester), определили механизм борьбы с раком у голых землекопов.

Здесь стоит пояснить, что эксперименты проводили на клеточных культурах в чашках Петри. Обычно при выращивании клеток от большинства животных они делятся, пока не образуют монослой, который полностью покрывает дно. По достижении этой стадии здоровые клетки делиться прекращают, а раковые - активно продолжают.

Однако в случае голых землекопов образцы продемонстрировали своеобразную "клаустрофобию" и перестали делиться ещё до покрытия дна экспериментальной ёмкости.

Оказалось, что определённый ген (p16) придаёт клеткам сверхчувствительность к переуплотнению и останавливает их размножение (пролиферацию), когда их становится слишком много в одном месте.

Нечто подобное биологи из Рочестера ожидали увидеть и в настоящем исследовании, теперь уже у клеток представителей рода слепышей. Однако учёные обнаружили, что эти грызуны имеют свой собственный механизм борьбы со злокачественными опухолями.

Команда исследователей, работающая под руководством профессоров Веры Горбуновой и Андрея Селуанова, выделили культуры клеток двух видов слепышей (Spalax judaei и Spalax golani) и заставили их делиться вне организма животного. Когда их количество возросло в 15-20 раз, все они погибли.

Оказалось, что внезапная смерть клеток происходит потому, что организм распознаёт предраковое состояние и в самих клетках вырабатывается белок – бета-интерферон, который вызывает их стремительную гибель.

Кроме того, этот же механизм срабатывает и в клетках-соседях, вычищая таким образом опасный аномальный участок организма полностью.

Доктор Горбунова склонна считать, что противораковая защита является средством адаптации грызунов к подземному образу жизни.

"Слепыши проводят большую часть времени в глубоких норах вдали от хищников. Такая среда обитания и стиль жизни располагают к долгожительству, и выработка механизма защиты от рака – это один из способов достижения заветной цели", — рассказывает Горбунова в пресс-релизе университета Рочестера.

Добавим, что работа проводилась совместно со специалистами из Института рака Розвела Парка (Roswell Park Cancer Institute) и университета Хайфы (University of Haifa).

Сейчас исследователи продолжают работать над изучением глубинных механизмов защиты от рака у слепышей. Учёные хотят выяснить, какой фактор вызывает выделение интерферона в раковых клетках в самом начале их размножения в организме грызунов.

Исследователи надеются, что их открытие, описанное в статье в журнале PNAS, в конечном итоге приведёт к разработке новых методов лечения рака у людей.

"Пока человеческий организм не способен сам инициировать механизм борьбы с раком, учёные должны найти способ искусственным путём стимулировать его самоочистку", — заключает доктор Горбунова.