Генетическое исследование указало на демографический взрыв каменного века

Так могла выглядеть охота древних представителей вида Homo sapiens на территории нынешней Англии 250 тысяч лет назад

(иллюстрация Angus McBride).

Филогенетическое дерево, составление на основе генетического анализа

(график Wellcome Trust Sanger Institute).

Филогенетическое дерево, составление на основе генетического анализа
Десятки тысяч лет отделяют нас от времени появления представителей вида Homo sapiens в Африке и их последующего расселения на другие континенты. Недостаток археологических данных учёные компенсируют генетическими исследованиями, которые помогли обнаружить неожиданный демографический взрыв прошлого.

Как известно, между появлением древних представителей рода Homo на территории Африки и последующим расселением вида Homo sapiens на другие континенты прошли десятки тысяч лет. В эпоху палеолита, или древнего каменного века, человечество было представлено разрозненными малочисленными племенами, которые использовали примитивные орудия труда и ещё не знали письменности.

Поскольку основным источником информации о древнем мире являются ископаемые останки костей и предметов материальной культуры, мы крайне мало знаем о жизни первых представителей вида Человек разумный.

Однако быстрое развитие науки за последние десятилетия привело к появлению новых методов исследований. Один из таких методов позволяет заглянуть в прошлое, изучив генетический материал современных людей.

Объединённая команда учёных из США и Китая исследовала Y-хромосомы 36 мужчин различных рас и национальностей, проживающих в разных частях света, и обнаружила, что примерно 40-50 тысяч лет назад произошёл крупный демографический взрыв.

"Миграция людей из Африки на остальные континенты 60 тысяч лет назад всегда воспринималась как уникальный процесс, сопровождавшийся резким увеличением численности населения, – рассказывает профессор Вэй Вэй (Wei Wei) из Университета медицинских наук западного Китая (West China University of Medical Sciences). – Мы же обнаружили, что 40-50 тысяч лет назад произошёл ещё более крупный демографический взрыв".

Y-хромосома содержит ген SRY, определяющий мужской пол. Она передаётся от отца к сыну и позволяет определить предков по мужской линии. Секвенирование хромосом позволило учёным обнаружить мультинуклеотидный и однонуклеотидный полиморфизмы, а также индели (indel, сокращение от insertion-deletion) – мутации, связанные с вставками или изъятиями нуклеотидов.

Как пишут исследователи в статье, опубликованной в журнале Genome Research, генетический анализ выявил 6662 вариации. На основе этих данных было сконструировано филогенетическое дерево, уходящее "корнями" вглубь веков – до 101-115 тысяч лет.

Частота появления новых ответвлений в этом древе, их взаимное расположение и позволили сделать вывод о демографическом взрыве.

"Мы полагаем, что второй демографический взрыв мог произойти в связи с адаптацией человека к новым условиям окружающей среды, – объясняет доктор Касим Аюб (Qasim Ayub) из института Сенгера (Wellcome Trust Sanger Institute). – Так, мигрируя в Азию, Австралию или Европу, люди всегда находились вблизи побережья. Движение же вглубь континента, развитие способности выживать вдали от моря могли обусловить резкое увеличение численности населения".