Люди пообщались с крысами при помощи аватаров

Участники исследования должны были заманить крысу к одной из картин, повешенных на стены виртуальной комнаты

Участники исследования должны были заманить крысу к одной из картин, повешенных на стены виртуальной комнаты
(иллюстрация UCL).

Во всем известном фильме "Аватар" люди общались с народом на'ви при помощи генетически модифицированных тел, с которыми их разум соединяла специальная система. Инженеры из Великобритании и Испании решили подобным образом облегчить общение… с крысами.

Во всем известном фильме "Аватар" люди общались с народом на'ви при помощи генетически модифицированных тел, с которыми их разум соединяла специальная система. Инженеры из Университетского колледжа Лондона (UCL) и университета Барселоны (Universitat de Barcelona) решили подобным образом облегчить общение… с крысами.

Для эксперимента учёные использовали систему отслеживания движений, камеры, ноутбуки и гарнитуру для виртуальной реальности. Чтобы пообщаться с аватаром крысы, заключённой в клетку определённых размеров, человек надевает на себя очки и попадает в виртуальную комнату.

Камера отслеживает движения человека и проецирует их в виртуальное пространство. В то же время другая камера "смотрит" за грызуном, отображая в той же виртуальной комнате его аватар в виде второго индивидуума.

Двигается крыса – двигается аватар, при этом, куда направлена морда животного, туда же смотрит и её виртуальный персонаж. Таким образом, участвующий в эксперименте человек наблюдает за другим человеком, который носится по комнате.

Грызуну очки виртуальной реальности не наденешь, поэтому учёные использовали сопоставимого по размеру робота, чем-то похожего на хоккейную шайбу. При движении он отвлекает животное, чтобы оно не затаивалось у стенок клетки. Робот дублирует движение человека. Получается своеобразная игра, пишут разработчики в статье в журнале PLoS One. Заметим, что в ходе испытаний крысу и добровольца разделяло расстояние в 12 километров.

Мандаям Шринивасан (Mandayam Srinivasan), глава лаборатории Touch Lab в Массачусетском технологическом институте, рассказал Discovery News, что инженеры были больше заинтересованы в технологических решениях. Однако исследование не менее важно для биологов, изучающих поведение животных и человека.

Например, в ходе нынешнего эксперимента люди знали, что взаимодействуют с грызуном, хотя он для них и выглядел, как человек. Но что будет, если не говорить участникам исследования об этом? Как измениться их поведение в этом случае?

Новинку также можно использовать для наблюдения за животными в дикой природе. Теперь это будет не просто камера, висящая в ветвях, или датчик, закреплённый на теле птицы – с представителями фауны в этом случае можно будет даже пообщаться. Ещё одно потенциальное применение: создание дистанционно управляемых роботов-насекомых.