Новые элементы периодической системы обрели имена

Новые элементы таблицы Менделеева получили официальные названия. Если раньше у них были только номера - 114 и 116, то теперь это флеровий и ливерморий. Элементы названы так в честь лабораторий, которые участвовали в их синтезе.

Новые элементы таблицы Менделеева получили официальные названия. Если раньше у них были только номера — 114 и 116, то теперь это флеровий и ливерморий. Элементы названы так в честь лабораторий, которые участвовали в их синтезе.

Кабинет академика Георгия Флерова. Именно в его честь был назван 114-й элемент периодической системы – флеровий. Советский ученый написал несколько революционных работ о делении ядра урана, участвовал в рискованных экспериментах с плутонием и много лет возглавлял в Дубне лабораторию ядерных реакций, где под его руководством были синтезированы несколько новых сверхтяжелых элементов.

Сегодня академик Юрий Оганесян с группой исследователей продолжает работу Георгия Флерова. Еще полвека назад в науке считали, что после сотого элемента ничего быть не может, но открытие искусственного вещества плутония убедило ученых, что можно создать элементы, которые Менделееву и не снились. Работы по ядерному синтезу вели крупнейшие лаборатории мира. "Один делает — не получается, второй делает — не получается, третий, четвертый... Когда многие делают и не получается, то приходит мысль: а может, их вообще нет. Это чисто человеческий подход, когда долго работаешь, и нет результата. Поэтому, когда мы начинали, это было непросто морально. Мы посчитали, что мы не дотянулись еще, и надо делать более чувствительный эксперимент", — вспоминает Юрий Оганесян

Работая на ускорителе элементарных частиц – циклотроне, — российские ученые в соавторстве с американскими коллегами в 2000 году открыли целых шесть новых элементов. Они существуют лишь доли секунд и фиксируются только очень чувствительными детекторами. Эксперимент Дубны другие научные центры смогли повторить лишь спустя пять лет, и только тогда Международный союз чистой и прикладной химии стал рассматривать вопрос о включении этих элементов в периодическую систему.

"Если кто-то заявляет об открытии нового элемента, нам нужно провести очень кропотливую экспертизу. Мы должны подтвердить результаты эксперимента, чтобы быть уверенными на 100 процентов. Результат ученых из Дубны меняет наше представление об окружающем мире. Открытие этих элементов – очень большое достижение", — уверен президент Международного союза чистой и прикладной химии Кацуюки Тацуми.

114-й элемент периодической системы россияне назвали флеровием. Право именовать 116-й элемент получили американцы, и он стал ливерморием – в честь города Ливермора, где расположена Национальная лаборатория США, с которой сотрудничают ученые из Дубны. Для химиков это открытие неоценимо, так как расширяет представление о пределах существования материального мира.

"Мы хотим сделать колоссальную ревизию нашей техники — ускорителей, сепараторов — таким образом, чтобы поднять ее на самый современный уровень. И если мы это сделаем правильно, то мы можем получать в день не один, а 100, и тогда мы хотим сделать так называемую фабрику сверхтяжелых элементов, где мы уже будем исследовать детальнейшим образом их свойства. Их открытие всколыхнуло много вопросов. Пока их не было — все ждали, когда они будут. Когда же они появились, то возникли вопросы о том, похожи ли эти элементы на предыдущие", — пояснил академик Оганесян.

Еще несколько лет назад российские ученые мечтали назвать 116-й элемент московием — в честь Московской области, однако они уступили право названия своим американским коллегам. Впрочем, своего признания ждут еще четыре элемента, синтезированных в Дубне, а это значит, что и московий вслед за флеровием и дубнием скоро появится на химической карте мира.