В нашей галактике впервые найдены соседствующие чёрные дыры

Так, по мнению художника, выглядят две чёрных дыры, поселившихся в шаровидном звёздном скоплении. Материя сначала падает на расширенный аккреционный диск (оранжевый), окружающий странную пару, а затем вырывается струями, чёрные дыры её почти не поглощают

(иллюстрация Benjamin de Bivort, Harvard University, фоновое изображение Hubble Space Telescope).

Если открытие подтвердится, это будет первый случай обнаружения чёрных дыр в звёздных кластерах Млечного Пути и первая система, содержащая сразу две чёрных дыры

(иллюстрация D. Matthews/A. Block/NOAO/AURA/NSF).

Джей Стрейдер стоит на фоне "тарелок" массива телескопов Very Large Array

(фото Laura Chomiuk).

Джей Стрейдер стоит на фоне "тарелок" массива телескопов Very Large Array
Астрономы впервые обнаружили в одном звёздном скоплении сразу две чёрные дыры. До этого считалось, что эти таинственные космические образования ведут исключительно отшельнический образ жизни.

Астрономы впервые обнаружили в одном звёздном скоплении сразу две чёрные дыры. До этого считалось, что эти таинственные космические образования ведут отшельнический образ жизни.

Согласно существующей теории, при наличии в системе нескольких чёрных дыр гравитационные силы отталкивают их друг от друга. В результате одна, самая массивная, остаётся в центре скопления, а меньшие перемещаются на окраины или вовсе оказываются за пределами галактик.

Но результаты исследования группы астрономов под руководством Джея Стрэйдера (Jay Strader) из университета Мичигана, опубликованные в журнале Nature, опровергают это предположение.

Учёные обследовали шаровое звёздное скопление M22, расположенное в 10 тысячах световых лет от Земли в созвездии Стрельца. Для этого они использовали комплекс из 27 радиотелескопов под названием Very Large Array, расположенный в штате Нью-Мексико, США.

Джей Стрейдер стоит на фоне "тарелок" массива телескопов Very Large Array (фото Laura Chomiuk).

К удивлению исследователей внутри скопления они обнаружили два идентичных объекта, радиоспектр которых соответствует чёрным дырам с массой от 10 до 20 солнечных. Расстояние между ними составляет около 1,6 световых лет. Находкам присвоили названия M22-VLA1 и M22-VLA2.

"Если наши расчёты верны, получается, что чёрные дыры не всегда выталкивают друг друга за пределы звёздных скоплений, — говорит Стрэйдер. – Шаровые скопления могут оказаться хорошим местом для их поиска".

Звёздное скопление M22 и две чёрные дыры, радиоизлучение которых различимо на снимке справа (иллюстрация D. Matthews/A. Block/NOAO/AURA/NSF).

Однако не все специалисты готовы оценить успех исследователей. Например, астроном Шринивас Кулкарни (Shrinivas Kulkarni) из Калифорнийского технологического института готов поспорить, что ни один из объектов не является чёрной дырой.

Учёный указывает на то, что ни одна из целей не излучает рентгеновских лучей. К тому же они располагаются в нескольких световых годах от центра скопления, тогда как чёрные дыры такой массы должны были "провалиться" гораздо глубже.

На это Стрэйдер отвечает, что некоторые странные свойства могут быть обусловлены тем, что вокруг чёрных дыр вращаются звёзды, которые влияют на сигнал, получаемый телескопами на Земле. Он также считает, что одна из дыр может находиться в процессе "выселения" на окраину.

Если дополнительные исследования, в том числе с использованием орбитального телескопа "Хаббл" (Hubble) подтвердят, что исследователи имеют дело с чёрными дырами, то это будут первые подобные объекты, найденные внутри звёздных кластеров Млечного Пути. Также это будет первый случай, когда чёрные дыры обнаружили с помощью радиотелескопа.