Две экзопланеты показали учёным неизвестное астрономическое явление

Выравнивание планет в одну линию √ явление нечастое. Тем интереснее было поймать его в чужой планетной системе

(иллюстрация Jeff Coughlin/NMSU).

Изменение в блеске звезды при прохождении по её диску планеты

(иллюстрация SuperWASP).

Зависимость формы кривых блеска от светила и планет, осуществляющих транзит

(иллюстрация Science@NASA).

Кривая блеска KOI-94, записанная "Кеплером" 14-15 января 2010 года

(иллюстрация Hirano et al.).

(иллюстрация NASA/Tim Pyle).

Изменение в блеске звезды при прохождении по её диску планеты
Зависимость формы кривых блеска от светила и планет, осуществляющих транзит
Кривая блеска KOI-94, записанная "Кеплером" 14-15 января 2010 года
Две планеты звезды KOI-94 показали учёным новое астрономическое явление – двойное затмение. Впрочем, название наблюдаемому феномену ещё только предстоит придумать.

Учёные часто наблюдают провалы в светимости звёзд, которые свидетельствуют о проходе по диску светила его планеты. Последняя периодически перекрывает часть света, приходящего от звезды. Именно так астрономы определяют наличие в той или иной системе экзопланет.

Изменение в блеске звезды при прохождении по её диску планеты (иллюстрация SuperWASP).

В теории, если по диску светила проходят сразу две "встречающиеся" планеты, телескоп должен будет зафиксировать после временного снижения яркости особенно резкое её возрастание (когда две планеты после перекрывания друг друга расходятся в стороны).

Ранее подобное можно было увидеть лишь на бумаге, в расчётах астрономов. Однако не так давно Теруюки Хирано (Teruyuki Hirano) и его коллеги из университета Токио зафиксировали такое угасание и дальнейший всполох в блеске звезды практически вживую.

Учёные использовали данные, полученные орбитальным телескопом "Кеплер" (Kepler) в ходе наблюдения за звездой KOI-94. Астрономы считают, что вокруг неё обращается четыре планеты. Вероятно, две из них не так давно организовали частичное затмение не только звезде, но и друг другу.

Кривая блеска KOI-94, записанная "Кеплером" 14-15 января 2010 года (иллюстрация Hirano et al.).

Японские исследователи полагают, что в линию относительно Земли выстроились планеты-кандидаты KOI-94.03 и KOI-94.01. Сначала светило закрыла "внешняя" KOI-94.03, а позднее между ней и звездой прошла KOI-94.01.

Наличие обеих экзопланет ещё только предстоит доказать. Поэтому в своей статье, которая вскоре выйдет в журнале Astrophysical Journal Letters, учёные выдвигают ещё одну версию, объясняющую наблюдаемое изменение яркости звезды. Дело также может быть в прохождении одной планеты на фоне тёмного пятна, "украшающего" лик KOI-94. Однако наличие пятен на этой звезде пока также не доказано.

Выравнивание планет в одну линию – явление нечастое. Тем интереснее было поймать его в чужой планетной системе (иллюстрация Jeff Coughlin/NMSU).

Если подтвердится, что японцы были правы в своих выводах, астрономам предстоит придумать название наблюдаемому явлению.

Группа Хирано уже предложила вариант "затмение планета-планета". Однако в этом случае необходимо соблюдение определённого условия — одна планета должна была закрыть поверхность другой полностью. Но считается, что KOI-94.01 несколько больше KOI-94.03, а это означает, что части всех трёх объектов были "видны". Ещё один вариант названия — "двойной транзит", но он не предусматривает обязательное перекрытие планет друг другом.

На этом фоне сложное название "перекрывающийся двойной транзит" выглядит наиболее привлекательным. Его придумал Дарин Рагоццин (Darin Ragozzine) из Смитсоновской астрофизической обсерватории, в 2010 году предложивший ловить наблюдаемое ныне изменение в блеске звёзд.

Последнее словосочетане, хоть и сложное, но всё же понятно обычному человеку. Дарин также предложил вариант – экзосизигий (exosyzygy), происходящий от астрономического термина "сизигий" (syzygy), означающего выравнивание трёх небесных тел в ряд. Журналисты NewScientist выразили надежду, что в общепринятые термины всё же примут первый вариант Дарина.

Отметим, что вероятность того, что учёные когда-либо увидят "перекрывающийся тройной транзит" крайне мала. Рагоццин отмечает, что "Кеплер" наблюдал прохождение сразу трёх планет под диску чужой звезды. Однако поймать их выравнивание в линию относительно Земли будет очень сложно.

Звезда Кеплер-11 окружена шестью экзопланетами. Однако шанс увидеть "перекрывающийся тройной транзит" этого светила ничтожен (иллюстрация NASA/Tim Pyle).