Накануне своего 25-летия уникальные аппараты "Мир-1" и "Мир-2" простаивают без дела

Разошлись, как в море корабли. Накануне своего 25-летнего юбилея уникальные глубоководные аппараты "Мир" отправлены на вынужденный простой, а "Академик Мстислав Келдыш", который их перевозил, самостоятельно бороздит океаны.

Разошлись, как в море корабли. Накануне своего 25-летнего юбилея уникальные глубоководные аппараты "Мир" отправлены на вынужденный простой, а "Академик Мстислав Келдыш", который их перевозил, самостоятельно бороздит океаны. Всему виной недостаток заказов на исследовательские экспедиции.

Уже год знаменитые глубоководные аппараты "Мир-1" и "Мир -2" находятся в походном состоянии — после очередной научной экспедиции с них убрали все навесное оборудование, фото- и видеокомплексы. Чтобы сохранить работоспособность аппаратов специалистам приходится периодически стравливать воздух из гидравлических систем.

"Когда не работает механизм, он мертвеет, и процесс этот все хуже и хуже — тоже и с аппаратом. Уже больше года стоим и не востребованы", — говорит ведущий инженер Атлантического отделения Института океанологии РАН им П.П. Ширшова Геннадий Хлевнов.

Заведующий отделом техобеспечения глубоководных обитаемых аппаратов этого же института Вячеслав Кушников вздыхает: сейчас глубоководные аппараты базируются в ангаре на окраине Калининграда. Привычней было бы видеть их на борту знаменитого научно- исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш". Однако аппараты прописались на суше на неопределенный срок, а "Келдыш" уже несколько лет самостоятельно ходит в рейсы.

Последний раз "Академик Мстислав Келдыш" работал с "Миром-1" и "Миром-2" в 2007 году, когда доставил глубоководные обитаемые аппараты ко льдам у Земли Франца Иосифа. Оттуда они были транспортированы на Северный полюс, где и совершили свое знаменитое погружение.

Аппараты, способные погружаться на шестикилометровые глубины в сочетании с судном, оснащенным спецоборудованием для их работы, представляют уникальный научный комплекс. Благодаря его возможностям ученым удалось открыть 20 новых видов морских обитателей, исследовать редкие природные явления, такие, как гидротермальные поля , а человечество впервые смогло увидеть точку географического Северного полюса.

Инженеры уверены, что совершать погружения в океане с других судов аппараты не смогут, для этого нужны специальные спуско-подъемные устройства, которые есть только на одном научно-исследовательском судне.

"Все краны, которые стоят на этих судах, не приспособлены для работы с этими аппаратами в океане. Зыбь, большая волна — а приходилось работать до 5 баллов. Такими кранами аппараты поднять либо невозможно, либо большой риск их разбить", — поясняет Вячеслав Кушников.

В отделе флота Института океанологии обращаются к цифрам. Год простоя научного судна у причальной стенки обходится ученым в 17 миллионов рублей. Сегодня суда вынуждены зарабатывать на ремонт и дальнейшие научные изыскания. Поэтому ждать, когда появится контракт для совместной работы с аппаратами, "Келдыш" не может — по научно-техническим договорам он работает на Штокмановском месторождении и в Карском море.

"Конечно же, в нынешних условиях государство не финансирует проведение научных экспедиций, как это было в советское время. Объем бюджетного финансирования составляет не больше пяти-шести процентов от необходимого. Все остальные деньги мы зарабатываем сами. Вот другие два наших судна — "Йоффе" и "Вавилов" — перевозят туристов и зарабатывают таким образом деньги на свое содержание и проведение научных рейсов", — рассказывает замдиректора по научным экспедициям и флоту Института океанологии РАН им П.П. Ширшова Алексей Соков.

В Музее Мирового Океана посетители могут увидеть глубоководный аппарат "Пайсис". После нескольких лет простоя он превратился в музейный экспонат. Здесь считают, что уникальные батискафы "Мир" должны работать на науку и уже инициируют проект кругосветной научной экспедиции “Академика Келдыша и аппаратов”.

"Важно, чтобы "Миры" и "Келдыш" соединилсь. На длительное время эти два научных серьезных объекта были как-то разорваны. Но пора возвращаться этим кораблям друг к другу", — говорит директор Музея Мирового Океана Светлана Сивкова.

А пока ученые, искусствоведы и географы, заинтересованные в экспедиции, изыскивают средства, иллюминаторы "Миров" наглухо задраены заглушками. Даже когда проходили мемориальные мероприятия, посвященные столетию гибели знаменитого "Титаника", они стояли в закрытом ангаре. Возможно, в этом году именно здесь им предстоит встретить и свой 25-летний юбилей.