Обнаружены генетические изменения, открывшие путь к миграции древнего человека

Древние миграции: 1 (красный) √ предки современного человека; 2 (жёлтый) √ неандертальцы; 3 (зелёный) √ ранние гоминиды.

(иллюстрация Magasjukur2/Wikipedia).

Считается, что человечество возникло на юго-востоке Африки примерно 180 тысяч лет назад, а полномасштабную миграцию, приведшую к расселению по всей планете, начало лишь около 100 тысяч лет назад. Учёные из США нашли ответ на вопрос, почему люди столь долго не отваживались на покорение мира.

Согласно преобладающей в настоящее время гипотезе африканского происхождения, человечество возникло на юго-востоке Африки примерно 180 тысяч лет назад, однако полномасштабную миграцию, приведшую к расселению по всей планете, начало лишь около 100 тысяч лет назад.

В статье, опубликованной в журнале PLoS ONE, учёные из США объясняют, что причиной, удерживающей древних людей столь длительное время от миграции, была потребность в докозагексаеновой кислоте.

Это вещество содержится в организме рыб и ракообразных, обитающих в озёрах, на территории ареала зарождения человечества. Докозагексаеновая кислота принадлежит классу Омега-3 и необходима для полноценного функционирования и развития мозга.

Конечно, миграции существовали раньше условной границы в сто тысяч лет, однако они не привели к полноценному расселению человека разумного: современные люди произошли именно в ходе поздней миграции. По мнению учёных, такое расселение стало возможно благодаря генетической мутации, позволившей получать докозагексаеновую кислоту из другого источника.

"Вопрос о том, каким образом древний человек получал достаточное количество докозагексаеновой кислоты для поддержания работы относительно большого и сложно функционирующего мозга, долгое время оставался спорным, — рассказывает Флойд Чилтон (Floyd Chilton) профессор Медицинской школы Уэйк Форест. — Удивительно, но, по-видимому, мы открыли генетическое изменение, которое объясняет эту загадку".

Согласно выводу, сделанному специалистами различных направлений науки: биохимии жирных кислот, популяционной, а также статистической генетике, генетические изменения, произошедшие 100 тысяч лет назад, позволили получать необходимые жирные кислоты из растительной пищи.

Чтобы сделать такой относительно простой вывод, учёные проанализировали и сопоставили огромное количество генетического материала представителей различных народов мира.

Так, в рамках проекта 1000 геномов (1000 Genomes Project) было изучено 1092 образца ДНК представителей 15 этносов, а благодаря исследованию разнообразия человеческого генома (Human Genome Diversity Project) – 1043 образца 52 этносов.

Новое исследование основывается на открытии, сделанном специалистами из университета Уэйк Форест в 2011 году. Тогда учёные установили, что организм представителей чёрной расы лучше, чем белой приспособлен к превращению растительных жиров в полиненасыщенные жирные кислоты.

"Настоящая работа вместе с предыдущими открытиями расширяет наше понимание причин этнических и расовых различий, и, кстати, будет полезна даже в повседневной жизни – например, при составлении диеты и контроля рациона питания", – заключает профессор Чилтон.