Генетики подтвердили, что акулы не различают цвета

Австралийские учёные провели генетическое исследование акул и подтвердили выдвинутое раньше предположение о том, что грозные хищники не различают цвета.

Новое исследование подтверждает предположение о том, что самые грозные хищники океана – акулы в большинстве своём являются дальтониками.

Учёные из университета западной Австралии (University of Western Australia) и университета Квинсленда (University of Queensland) изучили зрительный аппарат двух видов ковровых акул Orectolobus maculatus и Orectolobus ornatus. Эти рыбы из отряда воббегонгообразные большую часть времени проводят на дне и охотятся по ночам, нападая на жертв из засады.

В ходе предыдущих исследований австралийских биологов было установлено, что сетчатка глаз этих хищников содержит только один класс колбочек. Эти фоторецепторы используются при ярком освещении, в то время как другой вид, называемый палочки, служит для зрения в тусклом свете.

У многих животных колбочки содержат несколько типов специфических ферментов, каждый из которых чувствителен к определённой области светового спектра. Мозг сравнивает сигналы со всех колбочек и таким образом определяет цвета. Однако различать цвета невозможно при наличии только одного типа рецепторов.

В новой работе, опубликованной в журналеThe Royal Society's Biology Letters, группа учёных под руководством Натана Харта (Nathan Hart) выделила гены, отвечающие за белки колбочек, и подтвердила, что у ковровых акул они кодируют только один вид фермента.

"Эти результаты не только дают нам представление о формировании зрения акул в ходе эволюции, но и помогают понять, как эти особенности могут влиять на их поведение, — говорит Харт в пресс-релизе университета западной Автралии. – Они видят мир в оттенках серого, подобно тому, как мы воспринимаем чёрно-белое кино".

Полученные знания биолог предлагает использовать для производства рыболовных приманок, которые будут менее привлекательными для акул, а также гидрокостюмов и досок для сёрфинга, которые снижают риск нападения этих опасных хищников.

Идея уже нашла поддержку государства и частных инвесторов, которые профинансировали разработку нового типа гидрокостюмов.

Акулы не единственные крупные существа в океане, которые не различают цвета. Последние исследования показывают, что многие виды китов, дельфинов и тюленей также являются дальтониками.