Авария на станции "Фукусима-1" вызвала генетические мутации у бабочек

Фотографии мутировавших бабочек японские учёные не предоставили.
Учёные обнаружили генетические мутации у бабочек-голубянок, обитающих в районе аварийной атомной электростанции "Фукусима-1". У многих представителей этого вида замечены слишком маленькие крылья и повреждённые глаза.

Учёные обнаружили генетические мутации у бабочек, обитающих в районе аварийной атомной электростанции "Фукусима-1". Воздействие радиоактивных осадков на личинки бабочек-голубянок (Zizeeria maha) привело к тому, что у 12% представителей этого вида слишком маленькие крылья и повреждённые глаза.

Группа исследователей из японского университета Рюкю (University of the Ryukyus) сразу после аварии в марте 2011 года собрала бабочек с признаками мутаций и скрестила их в лаборатории. Оказалось, что в каждом следующем поколении доля мутировавших особей увеличивалась. Во втором поколении уже 18% насекомых имели схожие проблемы, а в третьем – целых 34%.

Через шесть месяцев после катастрофы учёные отловили ещё 240 бабочек-мутантов. Среди их потомства нарушения были обнаружены уже у 52% особей.

Исследователи также провели эксперимент, в ходе которого облучали здоровых бабочек небольшими дозами радиации. Такая "обработка" привела к появлению аналогичных нарушений.

"Мы пришли к очевидному выводу, что генетические мутации вызваны радиационным излучением повреждённой станции", — говорит руководитель исследования Дзёдзи Отаки (Joji Otaki).

Впрочем, учёный предостерегает научную общественность от преждевременных выводов о том, что генетическим мутациям могут быть подвержены не только бабочки, но и другие виды, включая человека.

Необходимо провести ещё много исследований, чтобы оценить влияние радиационных выбросов аварийной атомной электростанции на окружающую среду.

Так, медики Японии до сих пор не выявили у местного населения роста случаев рака щитовидной железы или лейкемии, которые обычно вызывает радиация.

Подробный отчёт о проведённой работе японцы опубликовали в журнале Scientific Reports.

Напомним, что авария на АЭС "Фукусима-1" была вызвана мощным землетрясением и цунами, которые нарушили работу системы охлаждения реакторов. Это был самый серьёзный инцидент на атомных станциях после Чернобыльской катастрофы 1986 года.