Учёные обосновали генетическую связь евреев

Картина Мауриция Готтлиба "Евреи молятся в синагоге в Йом Киппур"

(иллюстрация Wikipedia).

Хотя понятие еврейства тесно связано с иудаизмом, учёные решили выяснить, какова кровная связь между представителями древнего народа. По словам специалистов, знание о своём генетическом прошлом поможет в лечении заболеваний, свойственных определённой этнической группе.

В мире проживает более 13 миллионов евреев, и, как известно, география их расселения довольно обширна. Хотя миграция еврейского народа имеет длинную и сложную историю, в настоящее время существует определённое разделение евреев на различные субэтнические группы.

Так, принято выделять такие крупные группы, как сефарды – потомки евреев, изгнанных с Пиренейского полуострова в XV веке, ашкенази, или европейские евреи, а также евреи Северной Африки, Ближнего Востока и Средней Азии.

Поскольку приведённая классификация основывается в первую очередь на территориальном происхождении и культурных особенностях, учёные из США решили установить, насколько генетически близки евреи между собой и какое влияние на них оказали представители других этнических групп.

В 2010 году было проведено обширное исследование генетического сходства евреев, в рамках которого было доказано, что сефарды, ашкенази и мизрахи имеют гораздо более тесную связь между собой, нежели с народами, среди которых они проживают. Более того, учёные установили, что кровная связь евреев уходит глубоко в прошлое, к временам Римской империи.

Поскольку исследование 2010 года не затронуло большую группу евреев Северной Африки и Ближнего Востока, на этот раз специалисты обратили внимание именно на представителей, проживающих в этих регионах планеты.

В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, рассказывается, что в исследовании принимали участие евреи из Эфиопии, Йемена и Грузии: всего 509 человек из 5 общин, а также 114 не евреев.

Анализ полученных данных выявил две близко связанные, но чётко выделяющиеся подгруппы: мароккано-алжирские евреи, а также ливийско-тунисские евреи.

Специалисты поясняют, что данным группам евреев свойственна эндогамия, то есть заключение брака между родственными культурными и религиозными группами.

Примечательно, что мароккано-алжирские евреи имеют значительную примесь европейских евреев сефардов, что, предположительно, связано с событиями 1492 года, когда в соответствии с Гренадским эдиктом, евреям, проживавшим в Испании, Сицилии и Сардинии, было приказано в трёхмесячный срок либо креститься (то есть перейти в христианство), либо покинуть пределы страны.

"Наше исследование североафриканских евреев завершает работу по изучению различных групп еврейской диаспоры по всему миру, – рассказывает доктор Гарри Острэр (Harry Ostrer) из медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна при Иешива-университете. – Теперь мы можем обосновать биологическую основу еврейства".

По словам авторов исследования, знания о происхождении народа пригодится для предотвращения и лечения многих заболеваний. Так, известно, что у евреев ашкенази существует генетическая предрасположенность к раку молочной железы.