Глубоководные кальмары отвлекают хищника отброшенными конечностями

Самка глубоководного кальмара Octopoteuthis deletron (фото MBARI).
Американские учёные выяснили, что глубоководные кальмары вида Octopoteuthis deletron способны отбрасывать конечности. Перед лицом опасности моллюски демонстрируют готовность к контратаке, а потом расстаются с кончиками щупалец, которые продолжают дергаться и светиться, отвлекая хищника.

Многие глубоководные кальмары скрываются от хищника, выпуская облако чернил. Но особи вида Octopoteuthis deletron продвинулись дальше: моллюски демонстрируют готовность к контратаке, а потом отбрасывают биолюминесцентные кончики своих щупалец. Оставленные части тела могут продолжать пульсировать и светиться, что отвлекает хищника, пока ловкий стратег спасается бегством.

Представители вида О. deletron обитают на глубинах от 500 до 600 метров. О биологии обитающих там видов известно очень немного. Однако не так давно благодаря мощным видеокамерам, установленным на робототехнических подводных аппаратах, учёные из института подводных исследований в заливе Монтерей (MBARI) начали открывать все новые особенности поведения и прочие секреты жителей морских глубин.

Отсматривая кадры глубоководной съёмки, автор нынешнего исследования Стефани Буш (Stephanie Bush) из университета Род-Айленда обнаружила, что многие кальмары вида О. deletron имеют щупальца разного размера. Морской биолог предположила, что моллюски теряют части своего тела во время нападения всевозможных хищников.

Совместно со специалистами MBARI доктор Буш решила во что бы то ни стало разобраться в происходящем.

В ходе эксперимента исследователи атаковали кальмаров О. deletron у побережья Калифорнии самим глубоководным аппаратом. Моллюски яростно набрасывались на машину в ответ, но гладкая металлическая поверхность не давала им возможности ухватиться за неё.

Тогда биологи использовали для атаки ёршик для мытья лабораторной посуды. На видео зафиксировано, как кальмар немедленно нападает на раздражитель, обхватывает его и тут же отбрасывает сегменты двух щупалец.

В статье, опубликованной в журнале Marine Ecology Progress Series, учёные пишут, что не все особи отбрасывают конечности при первой же атаке, но все кальмары наносят ответный удар, прежде чем избавить себя от опасности при помощи обманного манёвра.

Любопытно, что другие виды кальмаров, которых донимали биологи, не пытались расстаться со своими конечностями.

Получается, что на настоящий момент О. deletron – это единственный вид кальмаров, который использует для самообороны аутотомию, то есть отбрасывает конечности.

Отметим, что расставание с разными частями тела среди животных — не редкость. В число поклонников такого способа защиты входят ящерицы, крабы и даже осьминоги.

Учёные также изучили физиологические особенности тела моллюсков. Рассматривая образцы мышечной ткани щупалец под микроскопом, доктор Буш обнаружила множество участков для потенциального разрыва по всей их длине. При этом аутотомия возможна только на участке, который расположен максимально близко к области растяжения конечности. Такой механизм позволяет свести к минимуму потери ткани при отбрасывании, полагают учёные.

Безусловно, утрата даже небольшой части щупальца может затруднить передвижение и способность к захвату пищи. К тому же это означает потерю светоизлучающего органа, что, вероятно, мешает кальмарам на охоте и в общении с сородичами. Но, с другой стороны, если вас уже съели, то пища и живое общение вам уже точно не понадобятся.