Птицы определяют родственников по запаху

Прямохвостые качурки используют обоняние, для того чтобы определять генетически совместимого полового партнёра (фото Francesco Bonadonna).

Тканевые тампоны с запахом птиц из колонии крошечного острова Бенидорм позволили выяснить, как качурки реагируют на запах друг друга (фото Francesco Bonadonna).

Y-образный лабиринт, в котором птицы должны были выбрать тот или иной коридор. Запах из пакетов с тканевыми салфетками нагнетали небольшие вентиляторы (фото Francesco Bonadonna, Ana Sanz-Aguilar, Animal Behavior).

Морские птицы способны определять своих родственников по запаху. К такому выводу пришли учёные из Центра функциональной и эволюционной экологии в Монпелье (CEFE).

Сначала орнитологи при помощи специальных тканевых салфеток собрали запахи нескольких прямохвостых качурок (Hydrobates pelagicus) из колонии, обитающей на крошечном островке Бенидорм у берегов Испании.

Уже два десятка лет французские учёные ведут здесь систематическое наблюдение. Собранные данные позволяют легко проследить родственные связи в этом птичьем сообществе.

После того как исследователи получили представление о том, какую информацию даёт качуркам запах, они провели среди птиц своеобразный опознавательный тест.

Биологи соорудили Y-образный лабиринт. В конце одного из коридоров учёные помещали тампон с запахом родственной птицы, а в конце другого – с запахом несвязанной кровными узами особи. Почти все качурки, принявшие участие в эксперименте, предпочитали коридор с запахом потенциального полового партнёра.

По мнению учёных, такое поведение помогает качуркам избежать случайного близкородственного скрещивания, которое может привести к появлению у будущего потомства неприятных отклонений.

"Результаты эксперимента полностью подтвердили наши многолетние наблюдения. За 18 лет мы не обнаружили ни одной пары качурок, связанной кровными узами", — поясняет автор исследования доктор Франческо Бонадонна (Francesco Bonadonna).

Определение членов семьи в общей массе густонаселённой птичьей колонии играет первостепенную роль в развитии социального поведения. Этот процесс особенно важен для видов, склонных к филопатрии – привязанности к определённому месту жительства.

Использование обоняния для избежания негативных последствий спаривания с родственниками присуще многим видам, но до недавнего времени птицы в этот список не входили. Было принято считать, что пернатые руководствуются в основном зрением и слухом.

Исследование, опубликованное в журнале Animal Behaviour (статью также можно скачать с сайта CEFE) является первым свидетельством того, что птицы используют запах для распознавания друг друга и определения генетической совместимости при поиске спутника жизни. Стоит также отметить, что у качурок нет права на ошибку, поскольку они образуют пару на всю жизнь.

"Именно способность различать запахи даёт однозначные ответы на вопросы, каким образом качурки возвращаются именно в свои колонии, успешно размножаются и избегают спаривания с родственниками", — заключает Бонадонна.

Подобные исследования показывают, насколько мало ещё человек знает об особенностях поведения животных и как много нужно сделать для того, что бы люди могли оценить последствия своей бурной деятельности для дикой природы, уверены исследователи.