Биологи собрали в океане полтора миллиона видов организмов

Парусное научное судно "Тара" почти год собирало образцы планктонных организмов в мировом океане

(фото J.Girardot/Tara Expedition).

Учёные уже классифицировали около полутора миллиона видов организмов от вирусов и простейших до зоопланктона

(фото V.Hilaire/Tara Expeditions).

Исследователи взяли пробы в 153 местах по всему миру - от Красного моря до Антарктики

(фото V.Hilaire/Tara Expeditions).

Исследователи международной экспедиции путешествовали по мировому океану почти год и собрали огромное количество проб воды в самых разных частях земного шара. В результате учёные классифицировали ни много ни мало 1,5 миллиона видов! Cколько из них неизвестны науке, ещё только предстоит выяснить.

Парусная 36-метровая шхуна "Тара" вернулась во французский Лорьян после 362 дней рейса ещё 31 марта 2012 года. Однако только сейчас учёные смогли рассказать о первых результатах экспедиции Tara Oceans ("Океаны Тары").

На ежегодном Открытом форуме европейской науки в Дублине (Euroscience Open Forum 2012) руководитель проекта Эрик Карсенти (Eric Karsenti) сообщил о том, что команда учёных закончила анализ первых 27 тысяч проб, содержащих около полутора миллионов разных видов.

Задачей экспедиции было изучение эволюции и экологии самых крошечных обитателей мирового океана (зоопланктона, бактерий и вирусов) и сбор максимального количества данных о микроскопических видах, населяющих океан. Несмотря на то, что планктон составляет большую часть биомассы мирового океана, его биогеография и структура экосистем практически не изучены.

В состав экспедиции вошли океанографы, морские биологи, молекулярные биологи, специалисты по визуализации и составлению биологических моделей. Используя всевозможные современные методики, они анализировали буквально всё, что попадалось в их сети. Исследователи взяли образцы в 153 местах от Средиземного и Красного морей до Антарктики.

На данный момент получены результаты по 27 тысячам проб из 35 мест. Они были взяты с помощью специальных мелкоячеистых фильтров, которые учёные погружали на глубину до одного километра.

Исследователи разделяли весь улов по размерам и использовали для классификации компьютерные программы автоматической обработки изображений. Часть улова поступала на исследование молекулярным биологам для генетического анализа.

В общей сложности уже выявлено около 1,5 миллиона видов. Интересные результаты принёс так называемый метагеномный анализ, когда ДНК всех организмов в образце объединяют и исследуют вместе. Подавляющее число обнаруженных генов кодирует белки, которые до сих пор никто никогда не видел.

"Чем меньше организм, тем он многочисленнее, как по количеству видов, так и по общему числу особей, — говорит Карсенти. – Например, океан содержит невероятное разнообразие вирусов, практически неизвестных науке".

Видовой и количественный составы микроорганизмов сильно разнятся в различных районах. Карсенти рассказывает, что на состав экосистем сильное влияние оказывают океанские течения, температура, глубина, кислотность и многое другое.

Он и его коллеги планируют выявить зависимость между этими факторами и состоянием микросообществ. Эти данные помогут предсказать последствия глобального потепления и окисления океана.

Учёные пока осторожны в прогнозах, но предупреждают, что большинство планктонных организмов очень чувствительны к изменениям температуры.

В заключение своего доклада Карсенти выразил надежду, что экспедиции парусника "Тара" будут способствовать развитию интереса к изучению океанов. Следующий научный рейс шхуны запланирован на 2013 год. Исследователи отправятся бороздить просторы Северного Ледовитого океана.