Археологи раскопали самые древние музыкальные инструменты

Древнейшие музыкальные инструменты выполнены из бивней мамонтов (фото университета Оксфорда).
Люди впервые начали играть на музыкальных инструментах более 40 тысяч лет назад, к такому выводу пришли учёные из Оксфорда, определив время изготовления примитивных духовых инструментов, которые были найдены на юге Германии.

Люди впервые начали играть на музыкальных инструментах более 40 тысяч лет назад, к такому выводу пришли учёные из Оксфорда и Тюбингена, определив время изготовления примитивных дудочек, которые были найдены на юге Германии. Получается, что эта страна является не только родиной Баха и Бетховена, но и родиной музыки в целом.

Археологи использовали передовые технологии исторической датировки и выяснили возраст костей животных, найденных на месте стоянок древнего человека в пещере Гайсенклёстерле (Geißenklösterle). Она расположена в горном хребте Швабский Альб на юге Германии в верховьях Дуная. Жители этой пещеры относились к Ориньякской культуре, которая существовала в Европе и юго-западной Азии между 33 и 45 тысячами лет назад. (Совсем недавно были обнаружены древнейшие изображения, сделанные представителями этой культуры.)

В ходе раскопок стоянок древних людей в пещере Гайсенклёстерле наряду с костями животных, орудиями труда и предметами древнего искусства исследователями были найдены несколько примитивных дудочек. Сделанные из полых костей они имеют характерные отверстия, явно указывающие на то, что это были музыкальные инструменты.

Ранее учёные не могли точно датировать фрагменты костей, найденные в пещере, сообщает ИТАР-ТАСС. Однако новые технологии позволили специалистам из Оксфорда установить, что возраст стоянки древних людей составляет 42-43 тысячи лет. Таким образом, дудки из пещеры Гайсенклёстерле оказались самыми древними из всех до сих пор найденных музыкальных инструментов.

Профессор Тюбингенского университета Ник Конард (Nicholas Conard), принимавший участие в раскопках, высоко оценил выводы британских учёных. "Эти результаты соответствуют гипотезе, которую мы выдвинули несколько лет назад, — сказал профессор Конард. — Согласно нашим предыдущим заключениям, река Дунай была ключевым коридором, по которому люди и "технические инновации" проникали в центральную Европу 40-45 тысяч лет назад. Гайсенклёстерле — одна из нескольких пещер в этом регионе, в которых были найдены важные образцы индивидуальных орнаментов, фигуративного искусства, мистических изображений и музыкальных инструментов. Новая датировка доказывает древность Ориньякской культуры в Швабии", — считает учёный.

Подробнее о результатах исследования рассказывает статья в Journal of Human Evolution.