Учёные обнаружили на дне океана уникальные микроорганизмы

Ханс открывает пробу донных отложений (фото Bo Barker Jørgensen/Science/AAAS).
Колонна ила, извлечённая с глубины тихоокеанского дна, содержит жизнь, которая дышит и питается с экстремально низкими скоростями (фото Bo Barker Jørgensen).
Подъём пробы ила со дна Тихого океана (фото Hans Røy).
Ханс открывает пробу донных отложений (фото Bo Barker Jørgensen/Science/AAAS).
Подъём пробы ила со дна Тихого океана (фото Hans Røy).
Человеку тяжело задержать дыхание больше, чем на одну минуту. Некоторые киты могут провести под водой больше часа. Но, похоже, никто не сможет превзойти бактерии, обнаруженные датскими биологами в глубинах Тихого океана: необычные микроорганизмы прожили под 30-метровым слоем ила 86 миллионов лет.

Ханс Рёй (Hans Røy) и его коллеги из университета Орхуса проводили исследование дна Тихого океана. На расстоянии тысячи километров севернее Гавайских островов они при помощи трубы-зонда подняли на поверхность колонну ила высотой тридцать метров.

Отложения, подобно слоёному пирогу, оседали на дно на протяжении миллионов лет. В самых древних слоях учёные обнаружили жизнь, погребённую под толщей ила 86 миллионов лет назад.

В своей статье в журнале Science учёные рапортуют, что найденные бактерии потребляют так мало кислорода и питательных веществ, что сумели выжить с тех времен, когда по Земле ходили динозавры.

Бактерии – самая распространённая форма жизни на нашей планете. 90% их живёт на дне океана. Как правило, кислород и питательные вещества проникают в донный ил на глубину всего 10 сантиметров. После этого их полностью потребляют живущие там микроорганизмы. Однако в районе, где работали датские учёные, всё обстоит иначе. Из-за мощных подводных течений питательный ил откладывается со скоростью один миллиметр за тысячу лет.

Бактерии, которые обычно населяют верхний слой осадка, не могут выжить в "океанской пустыне". В результате кислород проникает гораздо глубже. Содержание этого элемента на глубине 20 метров ниже уровня дна чрезвычайно мало. Однако и этого оказалось достаточно для жизни бактерий, обнаруженных командой Ройя.

Эти крошечные организмы дышат так слабо, что население одного кубического метра ила потребляет за 10 лет столько кислорода, сколько человек потребляет за один вдох. Как им это удаётся, учёные пока не определили. "Это поразительно. Мы можем взять немного ила, хранить 86 миллионов лет, а кто-то будет там жить всё это время", — говорит Рой в пресс-релизе университета Орхуса.

Открытие датских учёных уже заинтересовало специалистов NASA. Результаты исследования могут помочь в поисках жизни на других планетах.

"Границы, в пределах которых может существовать жизнь, намного шире, чем мы думали ранее, — считает один из авторов исследования Бо Йоргенсен (Bo Jørgensen). — На примере этих бактерий мы видим, как мало энергии нужно для выживания. Но, возможно, это не предел. Если на поверхности Марса нет жизни, это не означает, что её нет под поверхностью".