Черная дыра на глазах астрономов съела "престарелую" звезду

Вот как это было: на "обед" у черной дыры была пожилая, уставшая звезда. Почти как Солнце, но только постарше. Уникальность открытия астрофизиков в том, что найти в черном космосе черную дыру ≈ непросто.
Американским астрофизикам довелось наблюдать шокирующее зрелище, которое произошло на расстоянии в 2 миллиарда световых лет от Земли в созвездии Дракона. Сверхмассивная черная дыра разорвала на части престарелую звезду, так называемого красного гиганта. После чего съела то, что от него осталось.

Американским астрофизикам довелось наблюдать шокирующее зрелище, которое произошло на расстоянии в два миллиарда световых лет от Земли в созвездии Дракона. Сверхмассивная черная дыра разорвала на части престарелую звезду, так называемого красного гиганта. После чего съела то, что от этой звезды осталось. Разумеется, весь этот процесс (пугающий на словах!) продолжался не один день и даже не один месяц, так что ученые успели все зафиксировать.

Можно ли назвать новостью события, которые произошли 2 миллиарда лет назад? Пока скорость света непреодолима, приходится ждать так долго. Ученые из университета Джона Гопкинса в американском Балтиморе зафиксировали "кушающую" черную дыру.

Вот как это было: на "обед" у черной дыры была пожилая, уставшая звезда. Почти как Солнце, но только постарше. Уникальность открытия астрофизиков в том, что найти в черном космосе черную дыру — непросто. Притягивает же тела эта черная дыра по человеческим меркам очень долго. Поэтому присутствовать на обеде черной дыры, сопровождающемся светопредставлением гибели светила, для любого астронома — настоящий праздник.

"Нарастают приливные силы, которые стремятся вытянуть звезду в форме огурца, длинная ось которого направлена к черной дыре. И когда эта звезда подходит совсем близко (к черной дыре), этот огурец вытягивается, грубо говоря, в струю", — поясняет заведующий отделом нестационарных звезд и звездной спектроскопии Института астрономии РАН,доктор физико-математических наук Николай Чугай.

Место события: одна из галактик в созвездии Дракона. До нас — 2 миллиарда световых лет. Сверхмассивная черная дыра. У нее до того огромные масса и плотность, что даже фотоны света не могут преодолеть ее притяжения, потому она и называется черной. Все, что в сравнительной близости от этого коварного объекта, обречено. Рано или поздно черная дыра "пообедает". Большая звезда вращается вокруг "хищника" по эллиптической орбите, с каждым витком приближаясь к гибели.

"При подлете оболочка звезды срывается приливными силами черной дыры. Образуется обнаженное гелиевое ядро. А затем само гелиевое ядро начинает за счет приливных сил вытягиваться и разрывается на части. Образуются выбросы, часть вещества выходит на бесконечность, а часть образует сильные эллиптические орбиты", — рисует на доске "завтрак черной дыры" директор Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга, академик РАН Анатолий Черепащук.

Остатки звезды сталкиваются с черной дырой, вызывая ультрафиолетовые вспышки. Их как раз и зафиксировали ученые на Земле. Это поможет в изучении космических тел, особенно тех, которые нельзя ни потрогать, ни увидеть. Хотя мрачные тела эти есть не только на отдалении в 2 миллиарда световых лет. Считается, что черные дыры существуют чуть ли не в каждой галактике.