Биологи нашли следы естественного отбора в недавней истории человечества

Церковные книги являются единственным документом, прослеживающим хронологию жизни финских семей XIX века. Эти данные позволяют анализировать возможные эволюционные процессы в человеческой популяции.

Фото Virpi Lummaa

Эволюционные биологи из Великобритании и Германии обнаружили доказательства того, что естественный отбор оказывал существенное влияние на формирование человеческой популяции не далее как в XIX веке.

Человек уже давно научился подчинять себе окружающую среду и в значительной степени защитился от капризов природы. Мы были вправе надеяться, что процесс дарвиновской эволюции остался для нас в далёком прошлом. Однако анализ записей в церковных книгах говорит об обратном.

Биологи взяли за основу данные о рождаемости и смертности, а также записи актов гражданского состояния для 5923 людей. Все они были жителями фермерских и рыбацких поселений в доиндустриальной Финляндии с 1760 по 1849 год. Выбор пал именно на эти годы, так как в то время в стране существовали строгие правила в отношении разводов и внебрачных связей, которые обеспечивали моногамию в семейных отношениях исследуемых людей.

Группа учёных из института перспективных исследований в Берлине (Wissenschaftskolleg zu Berlin) и университета Шеффилда (University of Seffield), работавшая под руководством Александра Куртьоля (Alexandre Courtiol), рассмотрела четыре аспекта жизни людей, которые оказывают влияние на численность потомков. В расчёт принимались выживаемость до 15 лет, статистика браков, количество браков на каждого человека (второй брак был возможен только после смерти одного из супругов) и количество детей в каждом браке.

По результатам исследования во всех поселениях были выявлены признаки действия естественного отбора. Почти половина людей умерли до 15 лет. Учёные предположили, что все они обладали общим признаком — повышенной восприимчивостью к болезням. В результате ни один из их генов не перешёл следующему поколению. Ещё одним доказательством явилось то, что 20% из тех, кто обладал этой восприимчивостью в детстве, не вступили в брак и не родили детей.

Исследователи также обнаружили доказательства того, что мужчины и женщины не равны перед лицом естественного отбора. Так называемая половая селекция имела большее значение для сильного пола. Мужчины могли вступать в повторные браки с более молодыми женщинами, которые обладали лучшими детородными функциями. Это обеспечивало многочисленное здоровое потомство.

Записи в церковных книгах не могут рассказать, какие именно признаки (характерные черты) подвергались селекции. Однако тот факт, что количество детей в исследованных семьях меняется от 0 до 17, свидетельствует о больших потенциальных возможностях для естественного отбора. Это разнообразие и является зерном эволюции.

Куртьоль не уверен, что признаки естественного отбора могут быть заметны в современном мире, в особенности в развитых странах. Но данные этого исследования показывают, что ещё 200 лет назад он играл значимую роль в формировании человека как вида.