Рубцовую ткань превратили в сердечную мышцу без использования стволовых клеток

Американские учёные продемонстрировали возможность превратить рубцовую ткань, которая формируется после сердечного приступа, в клетки сердечной мышцы.
Американские учёные придумали способ трансформации рубцовой ткань в клетки сердечной мышцы. Новый процесс позволяет осуществить "перепрограммирование" без использования стволовых клеток.

Учёные из университета Дюка (Duke University) испытали способ превращения рубцовой ткани в клетки сердечной мышцы. Новый процесс с использованием микроРНК позволяет осуществить "перепрограммирование" без использования стволовых клеток.

Рубцовая ткань образуется после сердечного приступа на месте разрыва мышцы и ухудшает способность сердца перекачивать кровь. В её формировании участвуют фибробласты, клетки соединительной ткани, играющие важную роль в заживлении ран.  Американские исследователи в своей статье, опубликованной в журнале Circulation Research, предлагают решать проблему, инициируя трансформацию клеток рубцовой ткани в работающие клетки сердечной мышцы.

Для того чтобы доказать состоятельность метода и продемонстрировать терапевтический потенциал "простой" регенерации тканей, генетики проводили эксперименты с клетками в лабораторных сосудах и на мышах.

В своём эксперименте они использовали определенную комбинацию молекул микроРНК для запуска преобразования клеток рубцовой ткани. Учёные выбрали молекулы, которые являются регуляторами активности генов, определяющих вид клетки. МикроРНК трансформируют фибробласты в клетки, схожие с кардиомиоцитами, которые образуют сердечную мышцу.

"Если вы можете провести преобразование в сердце, вы сможете сделать его и в головном мозге, почках и других тканях, – говорит профессор Виктор Дзау (Victor Dzau). — Это абсолютно уникальный способ регенерации тканей".

Мария Миротсоу (Maria Mirotso), ведущий автор исследования, поясняет, что использование микроРНК для регенерации тканей обладает рядом принципиальных преимуществ по сравнению с генетическими методами или трансплантацией стволовых клеток, которыми трудно управлять внутри тела.

В дальнейшем исследователям предстоит проверить метод на более крупных животных и после этого на человеке. Авторы полагают, что, если последующие исследования подтвердят эффективность инновационного метода, то 23 миллиона пациентов во всём мире, страдающих сердечной недостаточностью, получат возможность почти чудесного восстановления после сердечного приступа.