"Орлан" над Землей: в Подмосковье испытывают новый скафандр

Скафандры для внекорабельной деятельности постоянно модифицируются и совершенствуются. Сейчас на орбите работают доспехи "Орлан-МК". Но на подмосковном предприятии "Звезда" уже испытывают новую модель скафандра - "Орлан-МКС".

Скафандры для внекорабельной деятельности постоянно модифицируются и совершенствуются. Сейчас на орбите работают доспехи "Орлан-МК". Но на подмосковном предприятии "Звезда" уже испытывают новую модель скафандра - "Орлан-МКС". 

Его главное отличие - автоматическая система терморегулирования. Космонавту больше не надо во время выхода в открытый космос отвлекаться на тумблер "тепло-холодно", чтобы вручную регулировать микроклимат внутри скафандра. Комфорт обеспечит автомат.

Синий костюм водяного охлаждения. Вдоль тела, подобно кровеносным сосудам, тонкие трубки, по которым циркулирует вода. Геннадий Глазов готовится к испытанию новой системы климат-контроля космического скафандра. Впереди имитация выхода в открытый космос.

"Эта система новая, ни на одном скафандре в мире ее нет, и не было до этого и у нас, она предназначена для автоматического поддержания теплового состояния человека во время выхода", - рассказывает главный специалист НПП "Звезда" Геннадий Глазов.

Глазов испытывал буквально все известные сегодня "Соколы" и "Орланы". Все системы жизнеобеспечения этих космических доспехов разрабатываются на научно-поизводственном предприятии "Звезда". Сейчас здесь тестируют автоматическую систему терморегулирования для новой модели скафандра "Орлан-МКС".

"В ранце находятся насосы. Теплообменник, который охлаждает. А сами клапана от новой системы в данный момент размещены на груди, мы нашли такое место пока. Так выглядят клапана системы АСТР. Есть еще электронный блок управления, агрегат, который управляет этими клапанами, там зашита программа, размещается снаружи скафандра", — объясняет Геннадий Глазов.

Задача испытателя, казалось бы, простая - крутить педали. Так высчитывают степень теплоотдачи от физической нагрузки. В скафандре, где выхода теплу нет, можно и перегреться. В реальном космосе при интенсивной работе космонавт выделяет до 800 Ватт тепла. Этого достаточно, чтобы зажечь восемь ламп накаливания и даже вскипятить воду.

"Космонавты, которые выходят, особенно выходят в первый раз, у них бывают сильные просчеты, они могут переохлаждаться, перегреваться", - говорит главный специалист НПП "Звезда" Арам Элбакян.

Другая опасность открытого космоса - холод. В американских скафандрах, где нет общей системы терморегулирования, с этим борются, подогревая перчатки и ботинки. Российская разработка обеспечивает тепловой режим внутри всего корпуса скафандра. Впрочем, некоторые любят и похолоднее.

Федор Юрчихин пять раз работал с внешней стороны станции. Однажды на земле даже испугались - температура тела внутри скафандра упала до критической. "Я любил захолаживаться, и очень часто врачи говорили, что у тебя маленькая температура - подогрейся, есть ребята, которым комфортно, когда тепло, система позволяет работать по-разному", - объясняет лётчик-космонавт, Герой России Фёдор Юрчихин.

Сегодня на орбите космонавты регулируют температуру вручную, при помощи крана. Он контролирует подачу воды в трубках: либо отводит тепло, либо подогревает.

Работать в открытом космосе непросто. Ноги почти не двигаются, замерзают. Зато руки устают и потеют. В новом скафандре космонавтам не надо отвлекаться на тумблер "тепло-холод". Все сделает автомат. Длительность эксперимента, как и выход в открытый космос, почти 5 часов. Новая автоматическая система отработала достойно.

Новый "Орлан" назвали "МКС" - "модернизированный, компьютеризированный, синтетический". Кроме автоматической системы климат-контроля, в нем новая оболочка, система шарниров, которая позволит космонавту расширить амплитуду рук и даже приседать. Через два года "Орлан-МКС" на орбите испытают уже космонавты.