Найдено вещество, уменьшающее все виды злокачественных опухолей

Подсвеченные белком раковые клетки мышей

(фото T. Oliver/Jacks Lab/MIT).

Развитие рака яичников в телах грызунов, получавших (справа) и не получавших спасительные антитела (иллюстрация Weissman et al./PNAS).
Подсвеченные белком раковые клетки мышей
Универсальное лекарство, способное побороть одновременно и рак груди, и рак яичников, и рак мозга, и рак печени наравне с другими видами опухолей, - мечта медиков, борющихся с различными видами рака. Благодаря последнему открытию биологов из медицинской школы Стэнфорда грёзы могут стать реальностью.

Универсальное лекарство, способное побороть одновременно и рак груди, и рак яичников, и рак мозга, и рак печени наравне с другими видами опухолей, — мечта медиков, борющихся с различными видами рака. Благодаря последнему открытию биологов из медицинской школы Стэнфорда (Stanford University School of Medicine) грёзы могут стать реальностью.

Нынешнее исследование базируется на открытии, которое много лет назад сделал ныне профессор Ирвинг Вейсман (Irving Weissman), работающий в медицинской школе Стэнфорда. Он и его команда обнаружили, что во время рака крови (лейкемии) раковые клетки производят большое количество белка CD47. Этот гликопротеин присутствует на поверхности здоровых клеток крови. Как выяснилось позже, маркер блокирует разрушение здоровых клеток клетками-защитниками организма (иммунной системой). Раковые клетки, по сути, переняли тактику и даже усилили выработку CD47, чтобы обмануть иммунную систему, заставить её игнорировать их.

Учёные определили, что CD47 является антигеном, и создали антитела, блокирующие действие этого белка. В дальнейшем исследовательская группа Вейсмана показала, что антитела можно использовать для лечения некоторых форм лимфом и лейкемии. Эти вещества "обнажали" раковые клетки, и иммунная система пациентов уничтожала захватчиков.

Как выясняется теперь, блокирующие CD47 антитела также можно использовать для спасения организма не только от рака крови, но и других видов злокачественных опухолей – при раке груди, яичников, мозга, печени, толстой кишки, мочевого пузыря и простаты.

В новом эксперименте исследователи воздействовали на колонии раковых клеток макрофагами (так называемыми клетками-пожирателями). В чашки Петри также помещались молекулы, блокирующие CD47. Без него макрофаги игнорировали клетки опухоли, но в его присутствии "набрасывались на врагов".

Затем человеческие опухоли трансплантировали в лапы мышам (так за развитием заболевания легче следить). Учёные обнаружили, что воздействие веществ, блокирующих белок CD47, во всех случаях приводило к уменьшению опухолей и мешало дальнейшему распространению раковых клеток на остальные части организма.

Для сравнения: у 10 из 10 грызунов, которым ввели "поломанные" клетки мочевого пузыря, рак перешёл на лимфоузлы. И только одна мышь из 10, леченных антителами, проявила признаки злокачественной опухоли лимфоузлов. В другом опыте количество имплантированных злокачественных клеток толстой кишки под воздействием антител уменьшилось втрое. В случае рака груди пять грызунов и вовсе избавились от захватчиков, и в течение 4 месяцев дальнейших наблюдений (уже без дополнительного лечения) животные не проявляли признаков заболевания.

"Мы показали, что уже после окончания лечения антитела замедляют рост опухолей и предотвращают метастазы", — рассказывает профессор Вейсман.

У данного способа лечения был обнаружен только один побочный эффект: у грызунов, которым вводили антитела, уменьшалось количество эритроцитов (макрофаги нападали и на них, так как они также обладали маркером CD47). Однако уменьшение было недолгим, организм постепенно восстанавливал запасы красных кровяных телец.

Во всех опытах клетки злокачественных опухолей производили повышенное количество CD47 (по сравнению со здоровыми клетками), пишут учёные в статье в журнале PNAS. Это дополнительно означает, что по количеству белка можно судить о стадии развития заболевания, а также прогнозировать шансы на выживание того или иного пациента.

Достижение американских исследователей впечатляющее, однако коллеги Вейсмана полагают, что, несмотря на очевидную надежду на создание командой универсального лекарства от рака, необходимо для начала получить столь же хороший результат во время испытаний на людях.

Так, Тайлер Джекс (Tyler Jacks) из MIT говорит: "Микросреда опухоли, привнесённой в организм (мыши), отличается от микросреды той, что появилась в самом организме. Возможно, что в реальном злокачественном образовании будут присутствовать и другие подавители работы иммунной системы".

Кроме того, американским учёным необходимо будет понять, как совместить новую методику с существующими, чтобы в процессе лечения не возникало противоположных эффектов. Например, химиотерапия может вызвать усиленное производство CD47 обычными клетками.

Команда Вейсмана получила грант в размере $20 миллионов на продолжение своих исследований. Учёные уверены, что уже в ближайшее время им удастся перейти к первой фазе клинических испытаний методики на людях.