Открыто новое семейство безногих земноводных

Индийские учёные обнаружили безногих земноводных, больше похожих на червей и змей, нежели на амфибий. Генетический анализ показал, что животные представляют собой не просто новый вид, а целое неизвестное науке семейство.

"Определить, к какому виду относятся найденные особи в полевых условиях было невозможно, поэтому мы брали их в лабораторию. Там проводили генетический анализ и исследовали внешний вид", — рассказывает профессор Сатхьябхама Дас Биджу (Sathyabhama Das Biju) из университета Дели, открывший в Индии не один новый вид земноводных.

Исследование ДНК показало, что земноводные, не имеющие ног, являются не просто новым видом, а целым семейством. Учёные назвали его Chikilidae. В основе названия слово на языке гаро, которым "червей" называет местное население. Генетический анализ также показал, что необычные существа приходятся родственниками африканским безногим земноводным. С ними они разошлись на эволюционном древе примерно 121-165 миллионов лет назад, когда суперконтинент Гондвана разделился на Африку и Индию.

Учёные описали образ жизни обнаруженного семейства. Как правило, земноводные живут в почве или же в листовой подстилке, её покрывающей. В отличие от лягушек и саламандр, эти земноводные не обладают ногами, поверхность их тел гладкая. Животные почти ничего не видят (глаза, если и есть, то находятся под кожей), а их черепа приспособлены для рытья земли.

Существа питаются червями и насекомыми, которые вредят посевам, а также взрыхляют землю. То есть приносят пользу природе и сельскому хозяйству региона обитания.

Самки охраняют потомство на протяжении 2-3 месяцев, при этом сами они ничем не питаются. Внутри защитных сфер малыши вырастают до длины 10 сантиметров. Вылупляясь из яиц, молодняк тут же ускользает прочь, взрыхляя землю при помощи крепких черепов.

Представителей семейства Chikilidae учёные находили почти в четверти мест, где проводились исследования (за последние пять лет было проведено порядка 250 экспедиций по северо-восточным штатам Индии). Это означает, что безногие земноводные достаточно широко распространены. Тем не менее, зоологи обеспокоены будущим животных.

Местные жители принимают земноводных за змей и убивают их, хотя ядом они не обладают и угрозы для человека не представляют. В статье, вышедшей Proceedings of Royal Society B, учёные пишут, что рост населения и агрессивное сельское хозяйство могут уничтожить среду обитания редчайших представителей животного мира.

"Биологическое разнообразие данного региона поражает, однако оно почти не изучено, — рассказал профессор Биджу в интервью Associated Press. – Мы надеемся, что это семейство продемонстрирует, сколь важно финансирование исследований в этих местах. Мы должны знать, что мы имеем, чтобы понимать, что нам надо охранять".

Фото предоставлены SD Biju и сайтом Amphibians of India.