Астрономы обнаружили планету, похожую на парилку в бане

Прямые наблюдения планеты (на картинке рядом со своим светилом), как и в большинстве других случаев, невозможны. Поэтому учёные руководствуются косвенными данными (иллюстрация David A. Aguilar/Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics).
Планета, атмосфера и недра которой напоминают парилку в русской бане, обнаружена учёными на просторах космического пространства. Уникальный мир, судя по всему, состоит в основном из воды, нежели из скал или газа.

Планета, атмосфера и недра которой напоминают парилку в русской бане, обнаружена учёными из Гарвард-Смистоновского центра астрофизики (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics).

Уникальный мир находится  на расстоянии 40 световых лет от Земли и состоит в основном из воды, нежели из скал или газа. Экзопланету с "порядковым номером" GJ1214b обнаружили в 2009 году. Тогда астрономы определили, что сверхземля обращается вокруг красного карлика за 38 часов и находится от него на расстоянии двух миллионов километров. Температура её поверхности составляет около 230 °C.

При таких показателях атмосфера у GJ1214b не должна быть даже туманной. Однако новые данные, полученные  космическим телескопом Hubble,  указывают на то, что мир укутан плотным "одеялом" из водяного пара. Учёные выяснили это, понаблюдав за транзитом планеты по диску красного карлика.

В статье, вышедшей в The Astrophysical Journal, авторы работы поясняют, что атмосфера планеты пропускает свет звезды в широком диапазоне длин волн. Если бы экзопланета была покрыта туманами, то было бы зафиксировано проникновение инфракрасного, а не видимого излучения. Это означает, что GJ1214b состоит в основном из водяного пара.

Выходит, GJ1214b – уникальный мир. В отличие от скалистых планет наподобие Земли и Венеры, газовых гигантов вроде Юпитера и Сатурна и таких ледяных сфер как Уран и Нептун, эта экзопланета состоит в основном из водяных паров. То есть представляет собой четвёртый неизвестный ранее тип планет.

Об этом дополнительно свидетельствует плотность GJ1214b — два грамма на кубический сантиметр (диаметр экзопланеты в 2,7 раза, а масса в 7 раз больше земной). Напомним, что плотность воды — 1 г/см3, а средняя плотность Земли – 5,5 г/см3.

Какова внутренняя структура GJ1214b – никто не знает. Однако учёные полагают, что высокие температура и давление формируют на поверхности ядра экзотические формы вещества, такие как горячий лёд и сверхтекучая жидкость.

Теоретики добавляют, что уникальный мир, скорее всего, сформировался вдали от своей звезды, оброс водяным льдом, а затем мигрировал поближе к красному карлику. В процессе экзопланета прошла так называемую обитаемую зону, то есть могла обзавестись жизнью. Правда, неизвестно, как долго поверхность GJ1214b имела температуру как на Земле.